Именно сейчас: Не беспокойся, не злись, уважай родителей, учителей и старших, честно зарабатывай себе на жизнь, относись с благодарностью ко всему живому!


Рэйки, душа и тело » Статьи » Сексуальный оргазм

Сексуальный оргазм

 

 
     Оргастическое переживание представляет собой ощущение физического удовлетворения, которое основано на полном включении самости (self)в сексуальные действия. Физическую реакцию, обеспечивающую чувство удовлетворения, составляют непроизвольные приятные движения сексуальной разрядки, охватывающие все тело. Именно такое тотальное телесное участие отличает гетеросексуальность от гомосексуальности и ту высшую точку полового акта (климакс), которая затрагивает только гениталии — от мощной разрядки, описанную В. Райхом как оргазм.
     Хотя это отличие валидно и значимо, однако нельзя сказать, что оно полностью отражает всю картину. Поскольку каждый сексуальный климакс обладает какими-то элементами оргастического переживания, более точно, пожалуй, будет говорить о частичном и полном оргазме. Частичный  — ограничен, не завершен, в этом случае человек не переживает физического удовлетворения. Однако частичный оргазм, несомненно, представляет собой форму физического высвобождения, он, хоть и временно, избавляет организм человека от сексуального напряжения. Для женщин, которые никогда не переживали никакой высшей точки в половом акте, частичный оргазм часто становится полезным и показательным опытом.
     Казалось бы, несложно описать, в чем состоит отличие, а вот приложить эти формулировки к конкретным случаям бывает довольно трудно. Никто, кроме самого человека, не может с определенностью сказать, пережил ли он оргазм в половом акте. Перцепция оргазма требует субъективного опыта удовлетворения. Но часто бывает, что сам человек не очень-то ясно представляет себе качество собственного субъективного переживания. Иногда проблему осложняет стремление удовлетворить эго, которое не имеет отношения к физическому ощущению. Женщина, к примеру, может получить определенное удовлетворение от того, что мужчина поддался се чарам или, что, пожалуй, бывает еще чаще, мужчина может почувствовать себя удовлетворенным, когда ему удалось успешно соблазнить женщину. Приняв в расчет такого рода отклонения, нельзя упускать из виду, что есть еще один источник путаницы. Субъективные состояния или чувства не измеришь. Термин «удовлетворение» может означать различную степень чувствования. Оргазм, даже если он полноценен и порождает удовлетворение, у разных людей неодинаков; он будет варьироваться в зависимости от личности. У одного и того же человека он тоже может быть разным и зависеть от интенсивности начального чувства, от времени, места и обстоятельств, в которых происходит сексуальное взаимодействие. И все же человек может опираться на чувство удовлетворения как на единственный критерий оргастического отклика. Чтобы облегчить обсуждение оргастического переживания, давайте кратко опишем чувства и движения, составляющие нормальный половой акт. Предварительный эротический контакт подводит к состоянию предудовольствия, которое готовит путь для коитуса. Этот контакт мобилизует рассеянные по телу ощущения, подготавливая его к переживанию климакса. Он фокусирует возбуждение на гениталиях и обеспечивает их готовность к завершению полового акта. Однако в случае, когда предудовольствие слишком затянуто, вагина теряет возбуждение и высыхает, а пенис слишком напрягается, подготовившись к разрядке. Если мужчина не способен проникнуть в женщину, это может указывать на страх вагины. Когда нет сексуальных отклонений, возбуждение предудовольствия естественно приводит к желанию как можно более тесного телесного контакта между двумя людьми. Этого можно достичь только путем нормального коитуса, когда пенис проникает в вагину. Сенсорное удовольствие от контакта резко возрастает до тех пор, пока проникновение не станет полным и пенис не заполнит вагину. Вскоре после этого наступает черед высокого уровня возбуждения — любовь достигает своего объекта; два человека близки настолько, насколько это возможно.
      Если проникнуть в то, что чувствует в этот момент мужчина, можно убедиться, что он чувствует себя дома. Он чувствует, что кому-то принадлежит, а значит, находится в безопасности. В книге «Таласса: теория ге- нитальности» Шандор Ференци заявил, что для мужчины половой акт означает символическое возвращение в матку, в его первое жилище. Утроба, согласно Ференци, — это море, в котором зародилась жизнь и из которого она когда-то очень давно вышла. Клетки мужской спермы в буквальном смысле возвращаются в матку. Чувства женщины отличаются от мужских. Она не идентифицируется с мужчиной в символическом возвращении в материнскую утробу. Некоторые женщины, которых я спрашивал об этом, говорили, что они чувствуют себя наполненными или заполненными. Другие делали акцент на том, что они чувствуют мужчину внутри себя, ощущают его своей частью. Это также дает им чувство расслабленности. Если о мужчине можно сказать, что во время полового акта он символически возвращается в матку, то вся женщина целиком символически становится маткой, которая принимает мужчину.
      Релаксация напоминает такое состояние, будто окончено долгое путешествие, но это только интерлюдия. Она обеспечивает немедленное наступление переживания высшей точки, или климакса. Ситуация требует сильных специфических сексуальных движений тела, которые пробуждают новые ощущения и более мощные импульсы. Чтобы испытать сенсорное удовольствие, необходимы кинестетические ощущения, порождаемые этими движениями.
  В первой фазе коитуса сексуальные движения контролирует эго, и поэтому они полностью произвольны.Сначала они медленны, осторожны и расслаблены. Как правило, движения мужчины в этот период доминируют, но если женщина возьмет на себя более активную роль, возможен и противоположный вариант. Поза и ритм, которые партнеры приспосабливают друг к другу, выражают их индивидуальные потребности и настроения в этот момент. Предположим, что мужчина находится над женщиной и что он более активен. В этом 1 случае женщина склонна к пассивности, пока мужчина не установил ритмический паттерн, с которым она может соотнести свои движения. Пока этого не произошло, мужчина перемежает свои движения короткими периодами покоя или сменой позы. Прерывание движений в это время не приводит к спаду возбуждения, которое по-прежнему находится на достаточно высоком уровне. Перерывы в ходе полового акта могут снизить финальное удовольствие, только если они мешают установлению ритмического паттерна движений.
      Произвольные движения так объединяют телесные проявления, что ритм дыхания и ритм тазовых толчков синхронизируются. Если нет препятствий, толчковое движение таза вперед совпадает с выдохом. По ходу произвольных движений мужчина старается «заземлить» свое тело, совершая тазом движение вперед, а ногами «зарываясь» в постель. Смещение акцента на нижнюю часть тела готовит путь непроизвольным движениям таза. В произвольной фазе сознание обоих участников акта четко направлено на восприятие удовольствия в области гениталий и на то, как происходят тазовые толчки.
     Перед тем как установится определенный, сохраняющийся ритм, движения таза должны стать полными и свободными. Толчковые движения дольше удерживают человека в произвольной фазе, чем движения, представляющие собой раскачивание из стороны в сторону. Кинестетическое удовольствие зависит от качества тазовых движений. Цивилизованное человеческое существо, как правило, ограничивает объем двигательной активности.
     По сравнению с примитивными людьми, бедра наших с вами «соплеменников» зажаты сильнее, а тазовая мускулатура более напряжена. Это ограничение в области газа можно преодолеть, если коитус станет полностью удовлетворяющим. Таз должен двигаться гладко, как хорошо смазанный шарнир, но не так, как болтается свободно свисающая нога. У мужчины импульс движения приходит от ног и полностью контролируется эго. Если он «заземляется» ногами, то женщина, которая лежит навзничь, «заземлена» через него, поскольку ее ноги находятся в контакте с его телом. Это позволяет ей двигаться и синхронизировать свои движения.
     Когда установлен определенный ритм и партнеры начинают двигаться гармонично, фаза произвольных движений заканчивается. Она занимает самое длительное время в половом акте. Ее функция — как можно больше вовлечь тело в сексуальные движения. Она готовит путь для перенесения контроля за движениями из головы в таз. Она плавно перемещает человека с эго-функционирования на ид-функционирование и заканчивается, когда это произошло. Если мужчина не способен удерживать возрастающее напряжение, концом этой фазы может стать преждевременная эякуляция.
    В этой точке темп сексуальных движений возрастает и сопровождается желанием более глубокого проникновения и более сильных фрикций. Это — произвольное действие, которое начинает мужчина, когда чувствует, что готов достичь климакса. В какой-то момент движения таза вдруг становятся непроизвольными и порождают глубокий отклик всего тела. Генитальные ощущения в этот момент значительно усиливаются, а фрикции становятся более интенсивными. Таз ощущает расплавление, которое предшествует разрядке.
    Оргазм начинается сокращением пещеристого тела у мужчины и луковицы преддверия влагалища у женщины. Эти мускулы расположены, соответственно, в основании пениса и в преддверии влагалища. Женщины переживают оргазм как раскрытие матки, сопровождающееся высвобождением потока чувств, направленного вниз, в то время как тело конвульсивно движется в едином отклике на каждый непроизвольный толчок таза вперед. Чувство раскрытия и течения вниз теперь охватывает все тело. Если высшая точка достаточно сильна, усиливаются ощущения в сердце, которые, в свою очередь, порождают своеобразное сияние в области таза высвечивают все телесные ощущения. Когда начинается мужская эякуляция, возбуждение возрастает и несколько мгновений остается на пиковом уровне. В эти мгновения мужчина переживает"полет», «вращение в вихре» и т.д. Оргастическое переживание женщины параллельно мужскому во всех отношениях, кроме ощущения пульсирующего семяизвержения, которое вызывают сокращения гладкой непроизвольной мускулатуры простаты и семенных протоков, выбрасывающие струйки семенной жидкости. Для женщины мужская эякуляция — добавочный стимул удовольствия.
      Мужской оргазм, содержит два непроизвольных от клика: первый — конвульсивная реакция всего тела, второй — семяизвержение. Есть свидетельства, что мужчин, может переживать оргастическую разрядку и не эякулировать (Кинси). Известно также, что он может эякулировать без непроизвольной реакции тела, описанной выше (Райх). И то, идругое представляет собой толькочастичный оргазм. Если Не происходит непроизвольногореагирования тела или семенной поток не выбрасывается наружу во время разрядки, это значит, что какая-то часть человека не способна испытать полноценное оргастическое высвобождение
    У женщины вместо эякуляции сокращается гладкая мускулатура преддверия влагалища. Мужчина воспринимает это как «втягивание» его пениса внутрь Таким образом, у женщины тоже есть два непроизвольных отклика, которые, сочетаясь друг с другом, дают ей возможность пережить полноценный оргазм: конвульсивное реагирование всего тела, как и у мужчины, и ритмические сокращения мускулатуры преддверия влагалища и тазового дна. Если женщина достигает завершающей точки одновременно с мужчиной, отклики обоих усиливаются.
      После климакса возбуждение медленно спадает, ичеловекана какое-то время заполняет чувство сияния и удовлетворения. Непроизвольные движения могут продолжаться несколько мгновений, затем следует релаксация, а потом, как правило, приходит желание уснуть, которое и выполняется.
     Во время оргастической разрядки человек теряет эго-сознание. Это временное затмение эго, оно не омрачено чувством покинутости. В процессе оргазма человек не сознает своего Я. Точнее говоря, он теряет сознание себя (self). Его самость (self)растворяется в сплавлении с объектом: любовь достигает своей цели. Здесь присутствует не только чувство полного соединения и сплавления с партнером, но и чувство, что человек является частичкой единой пульсирующей вселенной. Последняя мысль подтверждает идею Райха, что во время оргазма мы чувствуем себя отождествленными с собственными соматическими процессами.
     Если первую стадию коитуса можно понимать как символическое возвращение мужчины в утробу, то вторую стадию можно рассматривать как его появление из матки. Оргазм по своей интенсивности напоминает процесс рождения. Мужчина как бы повторно рождается в оргазме. Давайте не будем забывать, что, выражаясь фигурально, оргазм часто переживается как возрождение. Человек чувствует себя обновленным и освеженным. Весь половой акт мужчины можно рассматривать как симвочическое возвращение в утробу и повторное рождение. Что же можно сказать о роли женщины? Если первая стадия является для нее наполнением, то вторая — опустошением. Мужчина рождается в оргазме, а женщина дает ему рождение, символически, конечно. Это объясняет, почему некоторые женщины переживают роды как оргазм. Многие из них отмечают, что получили способность переживать оргазм только после того, как родили ребенка.
     Корни путаницы, которая возникла вокруг природы оргазма, лежат в том, что большинство людей, занимающихся сексологией, сами не успешно функционируют н сексуальном отношении. Они не отдают себе отчета, насколько важны движения в оргастическом переживании. Их внимание сфокусировано на чувственности и почти не затрагивает моторный компонент. Как правило, считают, что функция сексуальных движений — усиливать фрикции генитальных органов. Очень редко можно встретить ссылку на то, что сенсорный элемент контакта и фрикции обеспечивают возбуждение для движения. Оргазмические ощущения — это функция движения, и если движение прекращается, тогда оргастическое ощущение немедленно разрушается. Контакт и фрикции сами, но себе могут вызвать семяизвержение, как, например, во время мастурбации, когда пенис приводится в состояние эрекции мануально, или когда он доводится до разрядки оральным способом, но ни то, ни другое никогда не вызовет оргазм.
     Оргастические чувства возникают только при наличии движения. Женщина, например, может достичь оргазма, даже если контакт с пенисом минимален. Если мужчина достигает климакса и пенис находится в неэрегированном состоянии и только помещен в вагину, женщина может привести себя к оргазму, продолжая двигаться, пока не наступит непроизвольная реакция. Наблюдая, например, за собаками, можно увидеть, что одно животное, мастурбируя об другое, способно достичь разрядки через движение, не прибегая к контакту генитальных органов с телом своего партнера. Что же это за особое качество сексуальных движений, которое придает им такое свойство?
     Ответ на этот вопрос следующий: только непропзвольные сексуальные движения включают все телом чувствование действия. Произвольные движения, независимо от их силы, контролирует эго. Его контролирующая сила существует отдельно, помимо движений. В качестве аналогии можно представить себе наездника и лошадь. Наездник движется вперед благодаря движениям лошади, но он не разделяет вместе с ней ее кинестетических ощущений. Непроизвольные движения — это экспрессия тела на примитивном уровне функционирования, когда эго понижено до роли участника, когда оно перестает направлять человека. Здесь доминирует ид, в то время как эго только составляет его часть. На этом уровне функционирования наездник становится частью лошади. Во время оргазма эго блекнет, и ид поглощает его.
    Специфическое свойство непроизвольных сексуальных движений заключается в том, что во время финальоного высвобождения они охватывают все тело целиком. Оргазм — приятное конвульсивное сотрясение всего тела. Полноценный оргазм, по определению Райха, является результатом «непроизвольного сокращения организма и полной разрядки возбуждения». Не все непроизвольные движения распространяются по всему телу. Множество подобных движений, происходящих во время климакса, не разряжают возбуждение. Я уже упоминал о подергиваниях, вибрации и спастических сокращения мышц, которые являются защитой против оргастического высвобождения. Эти движения не приносят удовлетворения, поскольку возникают в результате действия двух сил: одна из них старается начать, а другая — вернуться назад. Будто кто-то натягивает тетиву,  одновременно стараясь отпустить ее. Лук будет трепетать, и стрела бессильно упадет на землю.
       Эта аналогия очень подходит для полового акта. Стрела и лук с древних времен связаны с символическим изображением любви. Стрела представляет мужской капитальный орган; лук соответствует телу человека. Каждое движение таза можно считать эквивалентом гибкого и ослабленного лука, который только что отправил стрелу в полет (сексуально высвободился). Выгибание и расслабление аналогично тем произвольным движениям первой фазы сексуального акта, которые контролирует эго. Каждое отведение таза назад заряжает организм (натягивает тетиву). Чем выше возбуждение перед высвобождением, тем больше удовольствия несет в себе оргазм (чем сильнее напряжение лука, тем дальше летит стрела).
     С точки зрения движения тело устроено как тетива, а древко, на которое она натянута, соответствует позвоночнику со связками и прикрепленными к нему мышцами. Тетива функционально идентична большим пояснично-спинным мышцам, которые растягивают позвоночник. Сила, выгибающая тело, — интенсивность чувства. Чтобы увидеть человеческое тело, действующее как лук, можно понаблюдать игрока в бейсбол, подающего мяч. Сила его движения зависит от гиперэкстенсивности и высвобождения спины, к которой добавлено хлесткое движение руки. В этом действии мощь спины проходит по руке в кисть и передается мячу. Галопирующая собака иллюстрирует принцип лука в обратном порядке. Ее спина расслаблена, когда все четыре ноги сведены вместе, а последующее расхождение ног обеспечивает силу, которая, попадая в задние ноги, продвигает животное вперед. Когда тело действует по принципу лука, оно едино. Если же интегрированность и единство отсутствуют, оно теряет способность функционировать по этому принципу. Опираясь на эту аналогию, можно изобразить сексуальные проблемы невротической личности. Хроническая ригидность компульсивного человека (с одеревенелой спиной) заставит его действовать как непластичный, негибкий лук, и сила высвобождения в этом случае будет резко снижена. Слабость орального характера будет давать похожий эффект, потому что древко лука будет вялым. Каждое нарушение интегрированности телесной структуры эквивалентно поврежденному древку. Нетрудно сделать вывод о том, что такой лук будет «импотентным».
     Когда тело человека действует как лук, два его конца, соответствующих концам древка, должны быть скреплены, чтобы поддерживать напряжение. Верхний конец тела (лука) стоит на якоре эго. Нижний конец тела заземлен через ноги и тоже поставлен на якорь. Человек, заякоренный таким образом, укоренен в реальности. Его ноги стоят на земле, голова находится на плечах, а чувства — в теле. Если якоря не выдерживают возрастания напряжения, происходит преждевременная разрядка. Поэтому величину напряжения и возбуждения, которого может достичь человек, определяет сила его эго.
Сексологам не удается разобраться, какую роль играет эго в сексуальности. Э. Фрейд, например, уверена, что человеку с недоразвитым эго легче «отпуститься», а следовательно, ему легче достичь оргазма. Но что ценного в этом «отпускании», если не возникает достаточно значительного напряжения или возбуждения? Это, как правило, упускают из виду. Еще один момент, который вызывает сомнения, связан с ногами во время сексуального акта. Как может мужчина заземлить их, когда он лежит поверх женщины в кровати? Ответ довольно прост. Чтобы поставить себя на якорь, ему достаточно упереться пальцами ног в матрас или использовать для этого спинку кровати, или стену, в зависимости от позы, которая им выбрана. Если ноги остаются без динамического напряжения, таз начинает совершать «толчковые» движения, которые локализуют ощущения на гениталиях, не охватывая всего тела.
     Принцип лука в человеческом организме — это физический механизм, с помощью которого действует принцип реальности. Движения тела, мотивация которых соответствует этому принципу, нацелены, контролируемы, координированы и эффективны. Эти движения затрагивают все тело как единое целое. Движения ребенка, напротив, определяет принцип удовольствия, онислучайны, беспорядочны и некоординированы. Маленький ребенок не может терпеть напряжения; его тело немедленно реагирует на любой стресс, чтобы не находиться в нем. Его движения не имеют определенной цели или не контролируются сознанием. Это не значит, что случайные движения ребенка не имеют смысла. Их значение понятно с точки зрения того, что происходит у него внутри; их смысл не может определяться внешними целями. На основе такого анализа движений можно понять различие междуподвижностью и мобильностью.
    Понятие «подвижность» означает спонтанные движения живого тела; она включает в себя такие непроизвольные действия, как дыхание, плач, смех и т.д. Эти спонтанные отклики обусловлены текучестью живущего тела, которая позволяетволнам чувства иливозбуждения протекать через него. Маленький ребенок крайне подвижен; каждое свое чувство он немедленно выражает соответствующим телесным движением. Но, с другой стороны, малышу не хватает стабильности и твердости, которая позволила бы стоять на ногах и эффективно передвигаться, чтобы удовлетворить свои потребности или желания. Подвижность тесно связана с экспрессией чувств, это — биологический базис принципа удовольствия. Мобильность означает движения, которые сознательно мотивированы и целенаправленны. Как правило, это перемещение тела в пространстве. Оченьмаленький ребенок высоко подвижен, но относительно иммобилен. А вот взрослый человек может быть мобильным и неподвижным, если блокировано спонтанное выражение его чувств.
Произвольная фаза сексуальности, как целенаправленная генитальная активность, является функцией зрелого организма. Она требует мобильности, стабильности и тонуса. Это  — принцип лука, о котором мы уже говорили. Он объясняет динамику, заложенную воснову произвольных движений полового акта. Непроизвольные движения, приводящие к оргазму, не следуют этому принципу, поскольку эго не контролирует их. Они представляют собой экспрессию подвижности тела, поскольку они, как и движения маленького ребенка, нацелены на немедленную разрядку напряжения.
     И снова уместна аналогия с луком. Произвольные движения, как я уже говорил, соответствуют повторяющемуся натягиванию лука, чтобы повысить напряжение. Непроизвольные движения вызывают «отпускание». Конвульсии тела — это реакция на «отпускание». Люди, которые боятся «отпустить себя», не способны к оргазму.
     Непроизвольные движения спонтанно возникают из произвольных, и так гладко, как ночь сменяет день. Они появляются после того, как человек достигает определенной интенсивностичувствования. Это происходит, когда возбуждение тела становится таким сильным, что сокрушает эго. Возбуждение влияет на тело и ум человека и переворачивает его нормальную ориентацию. Если произвольные движения направляет эго, то непроизвольные контролируются ощущениями в тазовой области. Будто центр возбуждения и чувствования находится в области таза, и столь силен, что преодолевает гегемонию эго-сознания. Перед оргазмом поток возбуждения перетекает из головы в гениталии, а когда он начинается, направление потока оборачивается вспять. Возбуждение затем идет по спине вдоль всего тела. Райх считал, что такой поворот потока является критерием полноты оргазма. Нормальный паттерн движения, пожалуй, напоминает «собаку, виляющую хвостом». Во время оргазма этот паттерн меняется так, что его можно обозначить как «хвост, виляющий собакой». Утрата эго-сознания во время оргазма — результат прохождения сквозь тело глубинных жизненных процессов. В оргазме ид устанавливает свой абсолютный авторитет. Это можно сравнить с землетрясением, которое разбивает уверенность человека в собственном эго и показывает ему, насколько он зависим от стабильности земли. Интересно отметить, что Хемингуэй описывал переживание оргазма как ощущение того, что «земля движется». Во время оргазма самость (self), а не эго, реализуется на самом глубоком уровне.
По своей природе организм изолирован и индивидуален. Как бы много он ни чувствовал в качестве части своего окружения, он существует как замкнутая система, ограниченная мембраной, то есть кожей. Его подвижность и мобильность зависит от свободной и обновленной энергии, которая заключена внутри замкнутого тела. Я уже подчеркивал, что каждому животному организму необходимо отказываться от своей индивидуальности, чтобы преодолеть чувство одиночества и брошенности, чтобы стать частью целого. Эта потребность удовлетворяется через сексуальность, благодаря которой организм сливается с другим организмом и теряет чувство одиночества и неполноты. Но чтобы это произошло, чтобы в этом участвовали все движения, которые удерживают его индивидуальность, качество движений должно поменяться. Он должен двигаться иным способом, его движения должны стать частью другого, более сильного движения, той их разновидностью, которая возвращает к истокам, к созданию.
     Человек может преодолеть ощущение одиночества и неполноты с помощью определенных пассивных процедур. Медитация, религия, изоляция, общение с самим собой и мистицизм — вот некоторые способы, позволяющие достичь такого эффекта. Эти пассивные маневры включают в себя момент «отхода от эго», отказ от само-сознания. Они возможны в рамках повседневной жизни, но не могут заменить жизнь. Пассивность не является естественным способом существования. При соединении с другим организмом возникает возбуждение, которое способнодвигать организмна уровне его биологического фундамента. В пассивных техниках этого не происходит; там переживание связано с внутренним покоем и миром. Существует различие между активным и пассивным, между частичным и тотальным. Каждый отклик, который активно включает весь организм, воспринимается как «опыт движения". Это чувство"существования в движении», когда мы ощущаем себя частью вселенной. Именно потому, что религиозное общение способно двигать нас (в эмоциональном отношении), мы переживаем его как экспрессию нашей связи со вселенной или с Богом. Сексуальный оргазм глубже, это биологическое переживание единства человека с природой и со вселенной.
Вот описание этого феномена, принадлежащее женщине, очень информативное, несмотря на краткость:
«Однажды во время полового акта у меня было переживание, которое отличалось от всего прочего. Я не думала, что когда-нибудь смогу почувствовать удовлетворение, пока это не произошло со мной и пока я снова не пережила это. Безо всяких усилий и стараний с моей стороны мое тело двигалось изнутри, словно говорило, что все хорошо и правильно. Это было ритмическое движение и чувство экстаза от того, что я часть чего-то гораздо большего, чем я сама, а в конце — награда реального удовлетворения и мира».
     Сияние и свечение — другие аспекты этого феномена, которые делают его сходным с космическим событием. Полноценный оргазм, как правило, сопровождает чувство сияния, это «высшее» чувство, оно горячей сексуального жара. Если интенсивность оргазма достигает высокого пика, все тело заполняет вспышка света, которая переживается чувством свечения. Внешним проявлением этого свечения является то сияние, которое естественно излучает любящий человек. Сияние и свечение — свойства небесных тел. Человек, когда он любит, чувствует себя на небесах. В любви он преодолевает конечность своего существования; во время оргазма он преодолевает чувство существования в физическом теле.
     Оргастическое переживание включает в себя и другое. Люди получают опыт повторного рождения и обиовления. Это отчасти объясняется чувством расплавления и текучести, которое составляет часть оргастической реакции. Райх как-то сказал, что структура  — это замороженное движение. Однако она противоположна движению, а значит, антагонистична жизни. Жизнь начинается с очень малых структур, в форме оплодотворенной яйцеклетки, и заканчивается, когда энергия организма неспособна поддерживать и двигать структуру, образовавшуюся на протяжении жизни. Ригидность растворяется в оргазме, и человек чувствует себя переродившимся, о чем свидетельствует перцепция этого переживания. Оргазм — созидательное событие. Иногда он создает новую жизнь, концепцию нового человека, и всегда дает новое и свежее видение жизни.
     Я сказал, что во время оргазма человек возвращается к тому особому типу движений, которые лежат у истоков его существования. Это ощущается как разрушение, будто человекомдвижетглубочайшая сила жизни. В нормальной ежедневной активности движения контролирует и направляет эго. Действия имеют цель. Средний человек идет, собираясь попасть в какое-то определенное место. Если понаблюдать за пешеходами в городе, механистичность их движения поражает. Нельзя сказать, чтобы мы сами или другие люди наслаждались ходьбой. Мы оживляемся, только когда нам надо куда- то попасть. Конечно, как только мы достигаем цели, появляется другая. На уровне культуры это продолжающееся движение обозначается термином «прогресс». Удовольствие от движения, радость координированной и грациозной телесной подвижности отличается от обычных, повседневных движений. Мы настолько подчинены эго-сознанию, что утрачиваем сознавание самости (self), которая представлена движениями нашего тела.
     Только отдельные цивилизованные люди проявляют в движениях особое качество взаимодействия эго и телесной самости (self).Когда смотришь, как ходят индейские женщины, сознаешь, насколько легки и свободны их движения. Бедра широко раскачиваются, ноги двигаются без усилий, а верхняя половина тела грациозно едет верхом на этом «скакуне». Туземная женщина не знает беспрерывно возникающих компульсивных чувств. Большинство людей нашей культуры двигается компульсивно. То, что так изумляет нас в ходьбе индейских женщин,  — ее сексуальное качество. Она сексуальна не потому, что провоцирует сексуальные действия, а потому, что выглядит живой, витальной, «животной». Она сексуальна, потому что сознает свое тело, сознает свои движения, и потому что идентифицирована с сексуальной природой своего существования.
     Сексуальность  — сильнейшее звено нашей животной природы. У животного нет иной цели, кроме удовлетворения его потребностей. Оно не подвержено компульсивности, не озабочено прогрессом и получает удовольствие в движении. Естественное состояние животного, как тонко подчеркнул Достоевский в «Братьях Карамазовых», — радость. Мы превосходим животное в некоторых отношениях. Мы знаем, что существует добро и зло, и живем, ориентируясь на эти ценности. Мы сознаем себя и других, пространство и время, которые связывают нас с Богом. Но ведь мы только разновидность животного  — мы превосходим его, если принять во внимание достижения нашей культуры, и отстаем от него, если посмотреть на наше зверство и жестокость. Когда мы любим  — мы люди, но в сексуальности — мы животные. Давайте не будем забывать, что первое вырастает из второго. Сексуальная активность не нацелена ни на что, кроме удовольствия. Она «происходит» только в движении. В сексуальности, как и в детской игре — человек возбуждается, двигаясь и чувствуя. В этом состоянии мы близки животным, но вместе с этим близки и к переживанию радости!
     Способность позволить телу двигаться — это способность пережить оргазм. Но человек не может дать этому происходить, если не чувствует себя безопасно в собственном теле и если он не идентифицирован с ним. Телеснаяг. безопасность противоположна безопасности эго, ома зависит от интегрированное и координации телесных движений. Она основана на том, насколько челок находится в контакте с землей. Так же, как дерево находится в безопасности, пока его корни в земле, человек чувствует себя безопасно, стоя на ногах. Чувство «заземленности» означает укорененность в земле и в животном функционировании. Это то же самое, что способность стоять на собственных ногах и чувствовать их. Идентификация с телом требует, чтобы человек принял свою животную природу, то есть не надстраивался над ней. Любое презрение или отвращение к функционированию собственного тела разрушает ощущение отождествленности. В первую очередь, человеку необходимо принимать сексуальную природу своего существования.
     Я делаю такой акцент на физической, животной и сексуальной сторонах нашей природы только потому, что эти аспекты существования опорочены нашей культурой. Человеческое существо, которое не является животным, бесчеловечно, но человек, который является только животным, — инфрачеловечен. Силу тела нельзя оторвать от силы ума. Безопасность тела зависит от функционирования эго так же как и от того, как функционируют его ноги. Эмоциональное здоровье — это способность быть одновременно в двух местах; человек должен обладать силой, чтобы терпеть напряжение полярных ситуаций. Когда мне надо читать лекцию, я сознаю аудиторию и сознаю себя самого. Я прикасаюсь к ней и к себе. Но ведь известно, что находиться в двух местах одновременно нельзя. Однако можно так быстро перемещать внимание, что оно не разбивается на двойное восприятие. Оно похоже на радиомаяк, и я снова и снова направляю его то внутрь, то вовне. Если это происходит плавно, чувствование контакта между внутренней самостью(self)и внешним миром не нарушается.
     Точно так же человек в какой-то момент контактирует со своим телом и с землей, а в следующий — со своими мыслями и ощущениями. Здесь тоже перебрасывается внимание, причем это должно происходить очень быстро или достаточно быстро для того, чтобы избежать промежутка в восприятии и сознавании. В этом случае о здоровом человеке можно сказать, что он сексуален. Это значит, что здоровый человек — думающая индивидуальность и подвижный животный организм одновременно. Это значит, что его движения также участвуют в этом двойном взаимодействии. Они, как у животного, сексуальны и заземлены внизу; они уравновешены, контролируемы, целенаправленны наверху. Если такой опыт является частью ежедневной жизни человека, то переход от контроля эго и произвольных движений к сильным непроизвольным движениям оргазма происходит легко и не пугает. Другое дело, если оргазм надвигается как опасность, вызывает ужас, подобный тому, что испытывает существо, крутящееся в пространстве на кончике ракеты. Сексуальность — не досуг и не временная активность. Это — образ жизни.
Александр Лоуэн «Любовь и оргазм» 

 


Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Создать аккаунт

Комментарии пациентов

   Начать всегда сложно, а писать для меня труднее, чем рассказать. Хотя я по натуре и сильная, но в этот раз, когда случилось «это» с моим мужем, я была как во сне. То есть ничего внятного, определенного не могла ни сказать, ни сделать. Не помню что делала, кто был. Дома было невмоготу находиться. Среди коллег - легче! Да, жалели, я плакала. Говорили, что надо выплакаться. Моя подруга сказала, что это депрессия и посоветовала мне консультацию психотерапевта. Решалась сразу. Это была для меня хоть какая - то соломинка. И что в результате... С первого же дня я стала во что — то верить, надеяться. Узнала о том, что правильное дыхание — это чудо! Что я сама себя не должна жалеть, а искать во всем положительное и повышать свою самооценку. Сеансы были для меня спасением и я стала немного другая. От тепла ваших рук, Рафаэль Имамович, от ваших слов, мне хочется жить и жить и не думать о своих болячках, не зацикливаться на них. Кроме слов благодарности я ничего не могу сказать! Вы даете жизнь. Тем кто начинает теряться, подсказываете путь! Спасибо еще раз!