Именно сейчас: Не беспокойся, не злись, уважай родителей, учителей и старших, честно зарабатывай себе на жизнь, относись с благодарностью ко всему живому!


Рэйки, душа и тело » Мизандронцев Лев Харитонович

Мизандронцев Лев Харитонович

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Художники, Поэты, Писатели, Музыканты, Спортсмены, Врачи, Военные, Рабочие, Фотографы

 


 

 

     Имя Льва Харитоновича Мизандронцева было на слуху у просвещенной части горожан Чистополя лет 35 назад. Те, кто его знали, именовали «художником», более близко знавшие - поэтом и философом. И в этих обозначениях была большая доля правды.

     Он был замечательный портретист. Его кар­тина, изображающая «бу­ревестника революции», М.Горького, - одна из са­мых удачных, отражаю­щая психологию основа­теля «соцреализма» (ныне хранится в фондах музея Б.Пастернака). Лев Харитонович писал прекрасные стихи, справедливо считая себя учеником Н.Гумилева. В самый горестный период его жизни - лагерный - сти­хи спасли его от гибели.

     Его чтение в лагерном бараке случайно услышал такой же зек - Н.Ветров - сын расстрелянного цар­ского адмирала. Несмотря на свое арестантское поло­жение, он был в лагерной иерархии вторым челове­ком после начальника Лаг­пункта - все производство в промзоне и строитель­ство держались на нем. А он безумно любил поэзию серебряного века, и это расположило его к поги­бающему от пеллагры Мизандронцеву. И, пользуясь своей властью, Ветров устроил его художником-оформителем в культурно-воспитательную часть ла­геря, хотя со статьей 58-й Мизандронцев имел пра­во оставаться только на общих работах, то есть в карьерах, где основными орудиями производства были тачка или кирка.

     Следуют заметить, что Ветров спас еще одного будущего чистопольца - А.Чулкова - брата извест­ного художника. Но это отдельная история. И, что удивляет, все трое после освобождения жили в Чи­стополе, но совершенно были друг другу чужды и не хотели даже формально общаться. У меня лично со всеми ними были прекрас­ные отношения, несмотря на возрастную разницу. До сих пор не могу понять при­чину их душевной розни.

     Мизандронцев родил­ся в далеком 1901 году в Астрахани в семье состоятельного провизора (аптекаря). Закончил в 1917 году классическую гимна­зию и успел поступить в Московский университет на астрономическое отде­ление. В начале 1920 года был мобилизован в РККА (рабоче-крестьянскую Красную Армию) и слу­жил делопроизводителем в штабе Астраханского военного округа, где часто встречался со знаковыми людьми эпохи кровавого лихолетья гражданской войны: Кировым, Троцким, Орджоникидзе, ставшими впоследствии главными фигурами в партийно- государственной хунте, правившей до определен­ного момента большевист­ской Совдепией.

     Разумеется, согласно та­белю о рангах, он не был с ними накоротке, но, рас­сказывая о них, отмечал та­кую особенность: несмотря на их революционную ам­бициозность (это касалось Л.Троцкого), в общении с низовыми людьми, рядо­выми красноармейцами всегда присутствовал под­черкнутый демократизм, и они не обижались, когда к ним обращались на «ты». Такова была в те времена «духоподъемная» этика диктатуры пролетариата.

     Демобилизовавшись в октябре 1923 года, Лев Харитонович Мизандронцев вернулся в Москву для продолжения образования. Поступил в ВХУТЕМАС и там познакомился с Гали­ной Викторовной Василев­ской, вскоре ставшей его женой и опорой во всем. Они вдвоем участвовали в организации выставок русских авангардистов: Ла­рионова, Родченко, Мале­вича, Маяковского. Кстати, на одной из выставок Лев Харитонович был пред­ставлен Маяковскому как многообещающий поэт, но «трибун революции» бро­сил фразу, что лучше ма­левать плакаты нэпманам, чем «марать бумагу тупы­ми виршами». Этим он и запомнился Мизандрон- цеву, убежденному в том, что «великий Маяковский» прикрывался... ведь его «достали» самодеятельные поэты, считающие себя ге­ниальнее Пушкина.

     Жить в Москве было трудно, заработки были мизерные, родился сын, и это вынудило оставить

учебу. В конце 20-х и на­чале 30-х он работал в различных издательствах: начинал в газете «Гудок», там ему удалось увидеть многих литературных зна­менитостей: М.Булгакова, М.Зощенко, П.Романова; затем продолжал черно­вую литературную работу в издательстве «Москов­ский рабочий», где отшли­фовывал опусы бездарных рапповцев (российская ассоциация пролетарских писателей), доводя их до читабельного состояния.

     В 1931 году как лите­ратор-драматург был при­нят по рекомендации B. Вишневского во Все­союзное общество дра­матических писателей и композиторов. И названия его пьес замелькали на афишах. В 1934 году было опубликовано несколь­ко пьес с предисловием C. Киршона («Хряк», «Сте­на плача»). Мизандронце­ва приглашал сотрудни­чать режиссер ГОСТИМа (Государственного театра им. Мейерхольда), знаме­нитый В.Мейерхольд, а легендарный С.Михоэлс поставил в своем театре пьесу «Стена плача», кото­рая имела полный аншлаг несколько лет.

     А для Мизандронцева начался новый отсчет жизни - в первый же день сценической постановки пьесы он был арестован как «троцкист» и помещен в камеру Бутырский тюрьмы. Причиной ареста послужило вмененное ему на следствии якобы «восхваление Л.Троцкого - ярого врага народа и фашиста».

     Спустя десятилетия Лев Харитонович в сво­ей крошечной комнате на улице Л.Толстого с большим юмором расска­зывал (хотя в те времена было не до смеха), как это происходило на самом деле: поздним вечером на огромной кухне москов­ской коммуналки пья­ненький одноногий инва­лид гражданской войны с большим воодушевлением описывал, как председа­тель Реввоенсовета Респу­блики, товарищ Троцкий вручал наградные часы и портсигары рядовым бойцам колчаковского фронта. Присутствовав­ший Мизандронцев ни слова не произнес, хотя и было что сказать, ведь в то время ему импониро­вал знаменитый теоретик «перманентной револю­ции». А через неделю он и убогий инвалид были аре­стованы органами НКВД. Мизандронцеву «повез­ло» со следователем — он оказался не столь кровожадным: назначил «детское» для тех времен наказание - ссылка на два года в областной Омск, где ему подобрали должность помощника режиссера в местном драматическом театре.

     Кстати, «сексотом», до­несшим в НКВД на Мизан­дронцева, оказалась быв­шая владелица дома, кото­рая после революционно- принудительного «уплот­нения» проживала под лестничным пролетом и с упоением «стучала» на но­вых жильцов, видя в них виновников ее горемыч­ной жизни.

     И в день окончания ссылки Мизандронцев был арестован, но уже по доносу режиссера театра. Его обвинили в пропаган­де чуждого советскому зрителю формализма. Во время следствия он пере­нес несколько вариантов принуждения к даче фаль­сифицированных показа­ний. Из них самой часто применяемой была «стой­ка» - во время допроса он вынужден был стоять на ногах без отдыха, без сна несколько суток. Очевид­но, следователь банально избивать ленился - много мороки, да и кровь плохо отстирывалась. Он гово­рил: «Нет разницы - сейчас подпишешь протокол или потом - все равно расстре­ляют. Лучше без мучений, подпиши и в подвал». Ми­зандронцев держался из последних сил, но удалось не поддаться давлению и не попасть в расстрельную камеру.

     В конце концов «трой­ка» НКВД определила ему стандартную «десятку», («10 лет без права перепис­ки») по статье 58. Плюс, как говорили в то время осужденные: «5 лет по ро­гам», то есть он лишался избирательных прав после освобождения, если тако­вое происходило. Его как «лишенца» не оформляли по трудовой книжке ни на какую работу, только договор на ограниченное время, а это не входило в трудовой стаж.

     И вообще Мизандронце­ву сильно повезло: по тем временам приложение к его 58 статье «без права пере­писки» означало «расстрел с рассрочкой». Но расстре­ляли всю огромную каме­ру, в которой находился Мизандронцев, наполнен­ную бывшими эсерами и социал-демократами, имев­шими большой стаж отсид­ки еще в царских тюрьмах, а Лев Харитонович не по­пал в проскрипционный список то ли по воле Про­видения, то ли благодаря симпатии тюремного над­зирателя.

     О жене, Галине Викто­ровне, он старался не думать: или погибла, или вышла замуж. Писем не было и не могло быть, ибо «без права переписки». И он решил, немного рискуя, добраться до вожделенной Молдавии через Москву, чтобы побывать около «Дома Герцена» - бывше­го писательского клуба, с которым у Мизандронцева было так много связано.

     Постояв у этого дома, он поплелся к остановке и увидел знакомую фигуру своего давнего приятеля, поэта-переводчика Казар­новского. Догнав его, и не­мало удивив (Казарновский считал, что он давно погиб в лагере), узнал от него, что жена вместе с сыном долж­ны быть в Чистополе по программе эвакуации пи­сательских семей в начале войны. Этому способство­вала писательница Лола Хан Сейфуллина, которая вписала в эвакуационный список жену Мизандронце­ва, несмотря на то, что она была «женой врага наро­да». Лола Хан была верной подругой Галины Викто­ровны, которая о ней всег­да вспоминала со слезами и душевным волнением.

     Конечно, для Льва Харитоновича и Галины Викторовны такая встреча явилась как бы новым рож­дением двух исстрадав­шихся сердец. В Чистопо­ле с большим трудом ему удалось устроиться офор­мителем плакатов в речное ремесленное училище по договору, согласно которо­му его могли уволить без объяснений в любой день. Этому способствовала 58-я статья. В те годы о реаби­литации не могло быть и речи. В «Добровольное об­щество пожарной охраны» тоже его приняли вне шта­та, чтобы не иметь проблем с МГБ, где он еженедельно отмечался до 1953 года. Но, тем не менее, это была так называемая «воля», о под­линной свободе тогда ни­кто и не заикался. А «воля» - это когда можно ходить по улицам без конвойного окрика: «Шаг влево, шаг вправо - считается по­бег».

     А в остальном жизнь была не очень комфорт­ной: хлебные карточки, постоянная нужда, не­хватка денег, то есть обыч­ная жизнь всей страны по правилам «большой зоны» эпохи «развитого социализ­ма». Тем не менее, он был счастлив — мог писать (в лагере это было категори­чески запрещено), правда, без надежды на издание. Но это мелочи. Уже в 58-м был подготовлен большой философский труд «Логика прекрасного», который не был опубликован только из-за отсутствия справ­ки о реабилитации (она появилась слишком позд­но). Был написан роман в жанре фэнтези «История необыкновенных перьев», наделавший шума в сто­личных кругах. Знамени­тые писатели-фантасты, братья Стругацкие, полу­чившие рукопись на оцен­ку, дали рецензию без ди­фирамбов, ибо критерии у них были завышенные, но они не были против изда­ния после некоторых сти­листических поправок.

     В начале 60-х в эйфории реабилитанса им был напи­сан цикл рассказов из ла­герной жизни, что-то вроде «Колымских» В.Шаламова. Его вдохновил пример А.Солженицына, успевше­го в правление Н.Хрущева опубликовать несколько рассказов и повесть «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир». Но у Мизандронцева не было такого автори­тетного редактора, как А.Твардовский, сумевшего на короткий срок отстоять тему ГУЛАГа. Поэтому ни один издатель не стал об­ременять себя сюжетами провинциальных авторов из бывших зеков, которые, кроме головной боли, ни­чего не сулили. А рассказы были написаны очень живо, с тонким психологизмом, присущим больше писате­лям чеховской поры.

     В городе у него была с женой маленькая каморка, стены которой были уве­шаны книжными полками, что казалось, под тяжестью этих томов должны рухнуть и похоронить своих хозя­ев, которые пользовались большой популярностью у любителей поэзии и фило­софских тем. А для абиту­риентов было большой уда­чей попасть к Мизандрон- цеву для подготовки по физике и математике. У его учеников не было сбоя при поступлении в вуз. Все, кто проходил репетиторскую учебу (за символическую плату), становились сту­дентами. Но даже эти день­ги являлись существенным подспорьем к его мизерной пенсии, ведь лагерный ра­бочий стаж не учитывался при начислении пособия по старости.

     Работа с абитуриентами доставляла ему и большую радость. Мне приходилось присутствовать на его заня­тиях и он, отвлекаясь, вспо­минал, как ту или иную за­дачу решал в астраханской гимназии в былые времена и как преподаватели прово­дили с блеском свои уро­ки. Вся базовая культура и блестящее знание учебных дисциплин были получены им в гимназии, и этим он очень гордился. А немец­кий язык был поставлен с берлинским произношени­ем учителем-немцем Ауэр- бахом настолько хорошо, что в лагере немцы-зеки из гражданских пленных, часто обращаясь к нему на родном,удивлялись его ли­тературной чистоте.

     В Чистополе он часто общался с Лортоном (этни­ческий немец), ведь жили рядом, были почти одного поколения и было им что обсудить, несмотря на раз­ницу темпераментов и жиз­ненных установок.С 1947 года он был дружен с Ми­хаилом Скороходовым, тог­да студентом литинститута, который, немало рискуя своей репутацией, посещал бывшего «врага народа». Скороходов по стихам, ко­торые показал ему редак­тор местной газеты, сумел понять, что автор - фигура неординарная и так хоро­шо может писать только мастер. И он остался бла­годарен Мизандронцеву на всю жизнь за его рекомен­дации и советы, как писать и как жить дальше. Кроме своих стихотворений, Лев Харитонович открыл Скороходову неизвестных ему поэтов, но настолько пронзительно смысловых, что они ему запомнились с первого же чтения:

 

 

«О если б можно было

                      твердо знать,

Что жизнь — одна

          и что второй не будет,

Что в вечности мы будем

                       вечно спать,

Что никогда никто нас 

                      не разбудит».

 

 

     Мизандронцев не ска­зал, кто автор этих стихов, просто они были созвуч­ны поствоенной эпохе и состоянию человека, про­шедшего неимоверные ис­пытания:

 

«Разговоры будто бы

                     в могилах,

Тишина, которой

                     не смутить.

Десять лет прошло,

              и мы не в силах

Этого ни вспомнить,

                    ни забыть».

 

 

     Скороходов только спу­стя двадцать лет, прочитав сборник Георгия Адамови­ча в тишине спецхрана Ле­нинский библиотеки, куда получил допуск по писа­тельскому билету, узнал, кто автор, и благодарно понял, что не обозначив имени поэта, Мизандрон­цев по-зековски мудро не ввел его в состояние иску­шения популяризировать белоэмигрантского поэта.

     На одной из встреч Ско­роходов спросил его, как удалось запомнить та­кие опасные стихи в лагер­ных условиях,, где любое записанное слово счита­лось контрреволюционным актом. Лев Харитонович рассказал, что в лагере по­сле войны оказалось много русских эмигрантов первой волны, вывезенных органа­ми «Смерша» из восточно­европейских стран. Офице­ров Белой гвардии обычно расстреливали, а к интел­лигенции относились ли­берально - давали срок от 15 до 25 лет. И Мизандрон­цеву удалось со многими пообщаться и многое по­лучить, то есть состоялась, пусть и в минимальном формате, преемственность культур. Зеки-эмигранты знали, что им уже не вый­ти после таких сроков и, не боясь, рассказывали все, чем жила русская диаспо­ра. А лагерный кум как-то сказал ему: «Это «контра» здесь и останется, но и тебе «навесим» еще одну десят­ку за связь, так что пожить на свободе не удастся. По­этому Лев Харитонович иллюзиями себя не тешил: срок так срок, все равно все кончено в этой жизни. Да и такого общения с такими людьми как бы из другой жизни уже не будет ни на какой воле.

     Потрясала глубинная культура, эрудиция давно забытого, отточенного на разных языках интеллек­та. Еще удивляла глубо­кая религиозность этих людей, они, несмотря на карцер и штрафные бара­ки, исповедовали открыто христианские ценности. А ведь за найденную при обысках молитву, записан­ную на клочке оберточ­ной бумаги, можно было получить дополнитель­ный срок. Все зависело от лагерного кума: если нужны были показатели его героической службы по искоренению крамолы, то под это могли сойти зеки с религиозным укло­ном — они своими обря­дами нарушали лагерный устав. Эмигрантов это не пугало, они стойко шли в ледяные бараки ШИЗО и спустя неделю погибали от переохлаждения или пневмонии.

     Они же познакомили Л.Мизандронцева с уче­нием Н.Федорова, освоен­ным им в весьма усеченном виде: принимая учение о воскрешении мертвых, его натура отказывалась принимать христианские догматы. Влияние атеиз­ма 20-30 годов сказалось в полной мере. А ведь до 16 лет был традиционно верующим, отмечались семейно все церковные праздники, участвовал в гимназических богослу­жениях, пел на клиросе. В годы Гражданской войны он был свидетелем страш­ных событий: в предместье Астрахани на его глазах были заколоты штыками несколько священников и он, увидев окровавленные тела в большой канаве, долго находился в таком потрясения и был уверен в немедленном возмездии и наказании убийц. Но этого, разумеется, не произошло одномоментно, а он долго не мог прийти в себя: по­чему Бог это допустил, по­чему эти неЛюди остались безнаказанными. Более того, один из этих убийц сорвал нагрудный крест у убитого священника и по­весил себе на шею, кощун­ственно приговаривая: «Те­перь я - красный поп».

     Случилось с Мизандронцевым то, что описа­но у Достоевского: если зло не наказано, значит, нет Небесной справедли­вости, впрочем, как нет и людской. И до конца дней своих не мог примириться с тем, что зло ненаказуемо. И что Бог - вне земных за­бот, эта богооставленность увеличивает силу зла. Те­одицея по Канту должна была уложиться в его же максимум. Как тогда согла­суются: «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»? А Лев Хари­тонович принимал только «нравственный закон» в индивидуальном испол­нении. Но ведь часто его могло и не быть, а звездная реальность была всегда. И эту очевидность он упор­но не принимал, хотя часто цитировал строчки Н. Гу­милева:

 

«Есть Бог, есть мир.

             Они живут вовек,

А жизнь людей -

           мгновенно и убога.

Но все в себя вмещает

                         человек,

Который любит мир

                 и верит Бога».

 

     Умер он спустя полтора года после ухода в мир веч­ности Галины Викторовны, недолго ее пережив. Сын Федор вскоре перевез Льва Харитоновича в Астрахань, где он 27 ноября 1981 года скончался.

     

     P.S.Пытаясь, порой тщетно, восстановить разо­рванные нити поколений, мы начинаем искать утра­ченные черты ушедших на­всегда людей, составляю­щих духовную основу жиз­ни, пытаемся вообразить потерянный облик русско­го интеллигента, каким он сложился к началу XX века - и редко находим вокруг отблеск этого типа людей. И Лев Харитонович нес в себе эти черты: трезвый, несуетный ум, свободу от тщеславия и конформиз­ма, благожелательство без сантиментов и иронии и высоко поставленное лич­ное достоинство. Так бы всем нам!

 

Рафаил ХИСАМОВ,

научный сотрудник

мемориального музея

Б. Пастернака

 

Стихи Льва Харитоновича Мизандронцева



Создать аккаунт

Комментарии пациентов

   За последние шесть месяцев многое пережила. Ушел муж. Дочь уехала на практику в Америку и не вернулась. Всё скопилось. И у меня сильно разболелась голова, сдали нервы. Поднялось давление, пропал сон и аппетит. Пришлось обратиться к доктору. Сама уже с собой не совладала. И вот первый сеанс. Боль в голове утихла. На следующий день я смогла сварить суп. Появилось настроение что – то делать. Сеанс 2 – 3…И с каждым разом мне становилось легче. Я стала спать спокойно. Могла себя сдерживать, контролировать свои поступки. Головная боль прошла, давление нормализовалось. Я стала веселой. Могу шутить и улыбаться. От лечения доктора я получила только положительный заряд!