С точки зрения специалистов,главное отличие агрессивных детей — их плохое отношение к сверстнику. Его рассматривают как противника, конкурента, препятствие, которое обязательно нужно устранить. У агрессивного ребенка складывается предвзятое мнение о поступках окружающих людей. Он необоснованно приписывает другим враждебные намерения. Несчастный думает, что им пренебрегают.
Ребенок проявляет агрессию не потому что он плохой, а потому, что ему требуется помощь. Агрессивность — это крик души, способ выражения протеста, обиды, страха,боли,унижения,оскорбленного самолюбия. Эти чувства возникают из -за отсутствия тепла и любви! Характерные признаки разгневанного ребенка блестяще описали отечественные психологи Е.Лютова и Г, Монина:
- ребенок спорит и ругается со взрослыми;
- теряет контроль над собой;
- винит других в своих ошибках;
- завистлив;
- мстителен;
- сердится и отказывается что- либо сделать;
- специально раздражает людей;
- отказывается подчиняться правилам;
- чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, что раздражает детей и взрослых.
Сосчитайте количество положительных ответов. Если 4 из 8 предложенных критериев проявляются у ребенка в течение 6 месяцев и больше, то можно предположить, что он является агрессивным.
Тест «Признаки агрессивности»
-
Кажется, что временами в ребенка вселяется злой дух.
-
Не может промолчать, если чем — то недоволен.
-
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
-
Часто не по возрасту ворчлив.
-
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить тем же.
-
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки.
-
Порой он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение.
-
Он не прочь подразнить животных.
-
Очень сердится, если ему кажется,что кто-то над ним подшучивает.
-
Подчас у него вспыхиввает желание сделать нечто плохое, шокирующее окружающих.
-
В ответ на обычные распоряжения стремится всё сделать наоборот.
-
Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиск виноватых.
-
У него нередки периоды мрачной раздражительности.
-
Когда он раздражается, то кусает губы, сжимает кулаки,бледнеет\краснеет\.
-
Легко ссорится и вступает в драку.
-
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
-
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится игрушками и.т.д.
-
Уверен, что любое задание выполнит лучше других.
-
Считает себя самостоятельным и решительным.
-
Любит быть первым, командовать, подчинять себе людей.
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько баллов набрал ваш ребенок.
Сумма в 15-20 баллов — высокая степень агрессивности!
7-14 баллов -средняя степень агрессивности;
Менее 6 баллов — низкая степень агрессивности.
Когда родители не уделяют своему чаду достаточного внимания, он добивается его любой ценой: капризами, жестокостью по отношению к сверстникам, вещам, игрушкам и.т.д. Особенно настораживает,если ребенку нравится хулиганить, кого-то намеренно обижать, причинять боль. Здесь нужна помощь психиатра или психотерапевта. Досаду и гнев нельзя загонять внутрь. Носить в сердце. Нужно учить детей правильно их выражать. К примеру. Предложить малышу сначала поиграть: «выплюнуть» гнев в « специальный стаканчик». Затем сам ребенок должен определить. Из-за чего он разозлился, правильно ли себя вел и как впредь нужно поступать, если раздражаешься или чего -то хочешь. Порой этого бывает достаточно, чтобы вспышки злости не повторялись или стали реже. Общение с родителями по душам имеет огромное значение. Возможность высказать наболевшее и быть понятым — простой и эффективный шаг к преодолению отрицательных эмоций! Если близкие не желают и не стараются разобраться в причинах агрессивного поведения сына или дочери, равнодушны к их внутреннему миру, дети чувствуют себя в семье одинокими и лишними. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир и самих себя. Дабы избежать этого, родителям предлагается несколько рекомендаций:
1. Приучать детей нести ответственность за свои поступки и не перекладывать вину на других.
2. Обучать ребенка выплескивать гнев социально приемлемыми способами\ записать в спортивную секцию, «выпускать пар» посредством игр-соревнований и.т.п.\
3. Помогать ребенку адекватно оценивать собственные переживания и эмоциональное состояние тех, кого он обижает.
4. Объяснять ребенку, почему нельзя самоутверждаться унижая других людей.
5. Развивать у детей чувство сопереживания сверстникам, взрослым, живой природе.
Психологи настоятельно советуют родителям проявлять любовь и внимание к ребенку. Но одновременно нужно давать ему понять, что некоторые его поступки вы не одобряете. Вмешивайтесь всякий раз, когда видите проявления жестокости, и заставляйте ребенка осознать в полной мере к каким результатам может привести или привело его поведение\кто-то обиделся, заплакал,испытал боль и пр.\ Не скупитесь на ласку и одобрение, когда ваш малыш раскается! Старайтесь не допустить или отучите его сравнивать себя с другими детьми, завидовать их благополучию. Зло побеждается добром и любовью, пониманием и всепрощением. Надо учить ребенка не только постоять за себя. Но и умению быть миролюбивым, прощать и самому просить прощения, признавать и исправлять свои ошибки. Как это сделать? Например подойти к обидчику и угостить конфетой, поделиться игрушкой. Тогда, возможно, и у самого конфликтного, недоброжелательного ребенка потеплеет сердце. Конечно не моментально, но будет сделан хотя бы маленький шаг на пути к добру. Всегда можно найти ключ к другому человеку. Но для этого надо проявить терпение, мудрость и не отчаиваться, если на первых порах ничего не получается. Могут пройти дни, месяцы. годы, пока человек поймет что к чему. О том. Как формировать склонность к миролюбию, рассказывается в книге немецкого психолога К.Бютнера «Жить с агрессивными детьми». Мудрые родители очень четко обозначают сыну или дочери рамки дозволенного и ни при каких обстоятельствах не снижают своих требований!Тогда ребенок по мере взросления сможет предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип поведения в зависимости от них. Частая ошибка — приказ «замолчать» \»заткнуться»\ и «сидеть тихо». Наоборот необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что он чувствует и как думает. Благодаря этому он легче одолеет прилив злости. Чем старше ребенок, тем чаще взрослый должен использовать убеждения и запреты в речевой форме\ с помощью голоса и жестов\ и реже — физические ограничения и преграды. Как гласит афоризм: «надо вести за собой не примером своей силы, а силой своего примера».Обычно ребенок воспроизводит то, что видит и слышит Если папа поднимает руку на маму, ругает её,то малыш считает, что так и надо и копирует модель поведения. Серьёзный просчет взрослых- отвечать агрессией на агрессию. Тем самым они провоцируют ответную жестокость. Поэтому начинать нужно с себя:обуздывать собственные страсти. Это непременно поможет и детям.
Константин Зорин
Бакалавр религиоведения,
медицинский психолог, врач