Именно сейчас: Не беспокойся, не злись, уважай родителей, учителей и старших, честно зарабатывай себе на жизнь, относись с благодарностью ко всему живому!


Рэйки, душа и тело » Статьи » Тревожность у ребёнка

Тревожность у ребёнка

       Тревога – это печаль спроецированная в будущее. Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, неясную опасность, человек напряженно ожидает беду. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются. пугаются, приходят в смятение. У тревоги много причин. В частности, с тревожностью связаны черты характера – стеснительность, застенчивость, нерешительность. Ученые обнаружили и ген тревоги. Но нельзя все объяснять генетической предрасположенностью. Надо учитывать и воспитание, умение владеть собой, навыки общения, поддержку родителей. Известно, что у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем, это связано не столько с наследственностью, а  с подражанием взрослым – принятия их образа мыслей и поведения! Кроме того, на ребенка воздействует и страх родителей  за него: как он справится с какой – либо ситуацией. Если дома царит тревожно – мнительная атмосфера и взрослые все время чего – то опасаются,  то  их состояние передается детям!  С другой стороны, встречаются родители, которые никогда ни в чем не сомневаются, не беспокоятся и твердо знают, чего и как добиваться в жизни. Их ребенок вынужден постоянно оправдывать их высокие ожидания, пребывая в постоянном напряжении, из  желания угодить им. И ему особенно трудно, если реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Нарисуем портрет тревожного ребенка. Он на все новое реагирует с осторожностью..Склонен отступать, раздражаться или искать убежища у матери при встрече с незнакомыми людьми. Кажется, что он ожидает каких – то неприятностей. Ребенок чувствует себя беспомощным, опасается играть и приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Такие дети думают, что они хуже других, что они некрасивые, неумные и неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения у взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, в голове, головокружения, спазмы (ком) в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. учащенное сердцебиение и др. Отечественные психологи Е. Лютова и Г. Монина разработали специальные критерии выявления тревожности у детей. Если хотя бы один из нижеперечисленных критериев постоянно проявляется в поведении, то такой ребенок склонен к тревоге. Признаки эти таковы:  ребенок постоянно испытывает беспокойство; с трудом концентрирует внимание на чем–либо; ощущает мускульное напряжение (например в области лица и шеи); раздражителен; страдает нарушением сна, любит спать вместе или рядом со взрослыми.

 


Пройти тест «Признаки тревожности»



Психологи, при воспитании ребенка, советуют придерживаться следующих правил:

 

  1. Не сравнивать ребенка с другими детьми и не акцентировать внимание на его неудачах. А наоборот,  отмечать его достижения!
  2. Не трогать и не подгонять ребенка. давать ему возможность привыкнуть к новой обстановке и действовать в привычном темпе. Застенчивому ребенку требуется больше времени на адаптацию ко всему новому.
  3. Не заставлять ребенка «быть смелым». Увещевания и нотации бесполезны и вредны. Тревоги малыша иррациональны по своей природе - он живет в мире образов и чувств. Поэтому убеждать, что «здесь нет ничего страшного» - бессмысленно! Страх прогоняет материнская ласка и поддержка отца. Хорошо сделать так. чтобы найти смешные стороны у объекта  страха и подружиться с ним.
  4. Не кричать на детей или на кого – либо в их присутствии. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят. Одобрение должно быть не только наградой, но и признанием любви ребенка. Излишняя требовательность и строгость ранят неокрепшую психику.
  5. Создавать  ситуации,  в которых ребенок мог бы проявлять свои таланты, умения и достоинства.
  6. Предоставлять ребенку определенную свободу проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и справляться с проблемами. Но опасно бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.

 

 

К. Зорин.

Психолог, врач.


Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Создать аккаунт

Комментарии пациентов

   Я обратилась к Рафаэлю Имамовичу с просьбой помочь мне разобраться во всех моих недугах. Навязчивое беспокойство, страх смерти, тревога, бессонница. Всё что было в моих мыслях, брала к сердцу. В начале, я была вся напряжена, скована, стеснительна. Но когда почувствовала теплоту рук и человеческую доброту, я поняла, что можно доверять и рассказать о моей давней тревоге - об угрозе мужа! После каждого сеанса появлялось спокойствие, легкость внутри. В голове пустота, сонливость. Дома спала. С каждым сеансом я все больше привыкала как к другу, с кем можно поговорить о наболевшем. Стала задавать много вопросов, которые меня интересовали. Он отвечал тихо, спокойно, душевно. Разъяснял, объяснял, приводил примеры. Отчего мне было приятно и понятно. Научил меня, как вести себя в трудной ситуации. Показал разные упражнения и научил, как правильно дышать.. Пока я ходила на сеансы, ни одной таблетки не приняла. Я надеюсь, что лечение и советы пойдут мне на пользу.