Тревога – это печаль спроецированная в будущее. Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, неясную опасность, человек напряженно ожидает беду. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются. пугаются, приходят в смятение. У тревоги много причин. В частности, с тревожностью связаны черты характера – стеснительность, застенчивость, нерешительность. Ученые обнаружили и ген тревоги. Но нельзя все объяснять генетической предрасположенностью. Надо учитывать и воспитание, умение владеть собой, навыки общения, поддержку родителей. Известно, что у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем, это связано не столько с наследственностью, а с подражанием взрослым – принятия их образа мыслей и поведения! Кроме того, на ребенка воздействует и страх родителей за него: как он справится с какой – либо ситуацией. Если дома царит тревожно – мнительная атмосфера и взрослые все время чего – то опасаются, то их состояние передается детям! С другой стороны, встречаются родители, которые никогда ни в чем не сомневаются, не беспокоятся и твердо знают, чего и как добиваться в жизни. Их ребенок вынужден постоянно оправдывать их высокие ожидания, пребывая в постоянном напряжении, из желания угодить им. И ему особенно трудно, если реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Нарисуем портрет тревожного ребенка. Он на все новое реагирует с осторожностью..Склонен отступать, раздражаться или искать убежища у матери при встрече с незнакомыми людьми. Кажется, что он ожидает каких – то неприятностей. Ребенок чувствует себя беспомощным, опасается играть и приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Такие дети думают, что они хуже других, что они некрасивые, неумные и неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения у взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, в голове, головокружения, спазмы (ком) в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. учащенное сердцебиение и др. Отечественные психологи Е. Лютова и Г. Монина разработали специальные критерии выявления тревожности у детей. Если хотя бы один из нижеперечисленных критериев постоянно проявляется в поведении, то такой ребенок склонен к тревоге. Признаки эти таковы: ребенок постоянно испытывает беспокойство; с трудом концентрирует внимание на чем–либо; ощущает мускульное напряжение (например в области лица и шеи); раздражителен; страдает нарушением сна, любит спать вместе или рядом со взрослыми.
Пройти тест «Признаки тревожности»
Психологи, при воспитании ребенка, советуют придерживаться следующих правил:
- Не сравнивать ребенка с другими детьми и не акцентировать внимание на его неудачах. А наоборот, отмечать его достижения!
- Не трогать и не подгонять ребенка. давать ему возможность привыкнуть к новой обстановке и действовать в привычном темпе. Застенчивому ребенку требуется больше времени на адаптацию ко всему новому.
- Не заставлять ребенка «быть смелым». Увещевания и нотации бесполезны и вредны. Тревоги малыша иррациональны по своей природе - он живет в мире образов и чувств. Поэтому убеждать, что «здесь нет ничего страшного» - бессмысленно! Страх прогоняет материнская ласка и поддержка отца. Хорошо сделать так. чтобы найти смешные стороны у объекта страха и подружиться с ним.
- Не кричать на детей или на кого – либо в их присутствии. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят. Одобрение должно быть не только наградой, но и признанием любви ребенка. Излишняя требовательность и строгость ранят неокрепшую психику.
- Создавать ситуации, в которых ребенок мог бы проявлять свои таланты, умения и достоинства.
- Предоставлять ребенку определенную свободу проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и справляться с проблемами. Но опасно бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
К. Зорин.
Психолог, врач.