Работа психотерапевта окутана «тайной».. Многие люди и рады бы обратиться за помощью, но мешает страх, мрачные догадки и досужие вымыслы..Поэтому, чуть – чуть о психотерапии..
Биологическая структура тела – это данная нам от природы структура и механика телесного функционирования. Все люди рождаются примерно с одинаковой биологической структурой. Но если внимательно посмотреть на людей, то обнаружится, что существует много вариантов, посредством которых они принимают ту или иную позу, а также двигаются и дышат. Мы говорим об этом посредством метафор или сравнений – «летящая» походка, «сидеть скрючившись», «сделать стойку» и.т.п. Некоторые из них являются достаточно постоянными у одного и того же индивидуума. Это и есть индивидуальные разновидности в телесной структуре, к которым относятся напряжения, позы, осанка, позиция ног, движения и положения частей тела. Индивидуальная телесная структура – это результат адаптации человеческого организма к условиям жизни, и её рассмотрение в этом контексте важно для терапевтической работы. Каждый из нас имеет свою индивидуальную семейную историю и материальные условия, Историю вынужденных контактов с людьми, несимпатичными нам или опасными, уникальный жизненный опыт и чувство себя. Многие из этих паттернов становятся устойчивыми, и на все это мы отвечаем формированием не только мыслей и чувств, но и манеры, в которой мы физически реагируем, двигаемся и дышим определенным образом. Так складываются наши привычки стоять и сидеть, ходить и жестикулировать, дышать. Они, разумеется ,не являются предметом сознательного выбора. Часто такие позы, движения и напряжения, являясь частью механической структуры тела, вовсе не замечаются человеком, хотя результатом может быть и боль, и дискомфорт. Более того, нередко они приобретаются вообще на довербальной стадии развития и в принципе не могут быть осознаваемы. И воспринимаются только через телесный опыт. Они создаются как средства защиты от потенциально травмирующего опыта и остаются неизменными даже тогда, когда угроза миновала. Сгорбленные защищающиеся плечи, втянутая в них голова, сдержанное дыхание, возможно, отражают хроническую оборонительную позицию – результат приспособления к постоянной угрозе наказания или критики. Так процесс адаптации становится фиксированной телесной структурой, которая дальше используется автоматически и по привычке. В основе такой телесной структуры лежат обычно незавершенные ситуации или так называемый «первичный сценарий» - комплекс ситуаций, относящихся к семейной истории до и после рождения ребенка. Эти телесные проявления, являющиеся результатом раннего детского опыта, выявляются «здесь и сейчас» в ходе терапии. Осознавание незавершенной ситуации или первичного сценария как «устарелого» ответа на новую ситуацию дает возможность создать альтернативный ответ, удовлетворяющий актуальную потребность пациента. Любое чувство представляет собой целостный сигнал об отношениях потребности индивидуума и условий среды. Так, страх – это возможность для человека позаботиться о своей безопасности, а сексуальное возбуждение – сигнал о возможности удовлетворить свою сексуальную потребность. Универсальным способом справиться с критической ситуацией становится переживание. При хроническом отказе от переживания – отчуждение физических аспектов «Я» - запускается патологический процесс, приводящий к невротизации. Как это происходит? Кроме саморегуляции человек обладает и способностью к самоманипуляции, ущемляющей потребности организма. Существуют социально запретные чувства – гнев, страх, стыд А также индивидульно запретные чувства, связанные с особенностями воспитания \ в частности запрет на радость, восхищение, печаль, благодарность и.т.п. \. Например, выражение потребности в любви ребенком может быть встречено отказом, его агрессия – наказанием, уязвимость – жестокостью, радость – высмеиванием. И так может продолжаться достаточно долго, оказывая негативное воздействие на развивающуюся личность. При этом происходит отчуждение от телесного «Я» - торможение определенных движений \ например, связанных с гневом или радостью \, понижение телесной чувствительности. Подавляется выражение себя. Процесс отчуждения «Я» довольно быстро становится структурным. И каждая такая фиксированная телесная структура содержит в себе отчужденную контактную функцию и эмоциональный конфликт. У каждого ребенка, а тем более у взрослого есть свой опыт болезненных ощущений. Избиение детей, медицинские манипуляции – всё это может приводить к тому,что ребенок в ответ на боль отделяет себя от контактной поверхности кожи и мышц. Результат – анестезия. Подобные условия требуют, чтобы человек разрешал противоречие между потребностью в выживании и качеством развивающегося «Я». Так пациенты психотерапевта, испытывающие неприятные физические ощущения, нередко желают отделаться от них и ставят это задачей психотерапии. Они хотят, чтобы исчезли приступы гнева и чувства страха, пропали головные боли и напряжения в мышцах, а также не хотят волноваться. Некоторые ощущения, которые они чувствуют в теле и не могут объяснить, они называют иррациональными. Отчуждение ими некоторых психических аспектов «Я», тесно связано с отчуждением связанных с этим телесных аспектов «Я». Многие не идентифицируют или не ощущают свое тело как свое «Я». Чаще они чувствуют себя живущими в теле или же не имеющими ничего общего со своим физическим состоянием. Именно процесс отчуждения телесного «Я» - торможение определенных движений, пониженная телесная чувствительность, отсутствие ощущений или невнимание к ним – очень быстро становится структурированным в теле! Эмоциональные конфликты, наиболее значимые для человека и потому являющиеся устойчивыми, неизбежно становятся частью телесной структуры. Другое происхождение адаптированной телесной структуры – это компенсация физической травмы, болезни или дефекта и адаптация к ним. Так, спортсмены, получая большое количество однотипных травм в какой – то одной части тела, могут начать беречь её путем мышечного напряжения, определенной позы. Организм, реагирует похожим образом, чтобы адаптироваться к телесной и эмоциональной травме, полученной в результате хирургического вмешательства, болезни и других повреждений. Движения – это функция любого аффекта! Именно через движения мы выражаем свои чувства, управляем средой, защищаем нашу телесную целостность! Только в движении чувство обретает свой полный смысл. Только двигаясь, мы можем соединить потребность, которую отражает чувство, с окружающей средой, где эта потребность может быть удовлетворена. Если сенсорный аспект чувства подавляется, то подавлен и телесный, двигательный. Нельзя любить, рискованно выражать свою потребность – и…сжимается мускулатура груди в проекции сердца! Если встречает противодействие гнев, то соответствующие движения должны быть подавлены – напрягается нижняя челюсть, сжимаются зубы. Но движение - это не только функция аффекта. Это форма любого взаимодействия с окружающей средой. Выражение любопытства не может, например, обойтись без манипуляций со средой. Если родитель этому препятствует, такие движения становятся опасными для ребенка, и он может начать отвергать их. Возможно, впоследствии такого ребенка приведут к психотерапевту с жалобой: «Лежит на диване, смотрит телевизор и больше ничего ему не интересно».. Чем больше отчуждаются контактные функции, тем уже рамки поведения внутри среды! В нормальном состоянии человек ощущает некоторое отчуждения от тела. Но большая часть его подвластна сознанию. И соматическое ощущения, и поведение могут быть полностью идентифицированы как «Я».При пограничных расстройствах, значительные «куски» телесного «Я» оказываются вне сознания, что порождает чувство фрагментарности и борьбы за целостность. Невротик обладает большей способностью контакта с телесным «Я», но он находится в значительном конфликте с отдельными чувствами и действиями. Результатом отчуждения телесных процессов является депрессия. При анорексии восприятие тела оторвано от «Я» и ощущается уже на некоторой дистанции. При крайнем отчуждении мы часто наблюдаем отрицание тела при психозе, когда человек полностью отделяется от телесных ощущений и живет в мире фантазии.
Работа психотерапевта с телесным процессом пациента.
Первая задача – дело любви и заботы врача – это создание обстановки, в которой пациенты могли бы рискнуть вернуться в свое тело. Учитывая то, что пациенты в основном хотят избавиться от неприятных физических ощущений и чувств, гештальт - терапевт поступает как раз наоборот – он привлекает их внимание к собственному телесному опыту. Основная трудность состоит в том, чтобы помочь пациенту изменить застывшие или автоматические телесные структуры, сделать их активными процессами организма и облегчить интеграцию «Я». Цель состоит не в устранении имеющейся структуры, а в присвоении того, что было отчуждено. Простых физических изменений в теле недостаточно. Исследуются чувства и смыслы, которые поддерживают телесные структуры в застывшем состоянии. Поэтому основным смыслом работы гештальт – терапевта является эксперимент. Это деятельность, направленная на то, чтобы увеличить осознанность человека путем вынесения на передний план неясного аспекта опыта.
Из книги И.Д.Булюбаш
Пояснение: Гештальт\ нем.\ - образ. Облечь форму, придать значимую структуру.
Гештальт – терапия – помощь в удовлетворении потребностей.