По устаревшим уже статистическим данным на 2005 год распространенность нервно-психических расстройств среди детей и подростков в нашей стране достигла небывалого уровня! Около 80% детей нуждаются в медико-психологической помощи. Среди юношей признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, 47% страдают психическими заболеваниями!
Одной из основных причин возникновения невротических реакций у детей является неправильное воспитание:
1.Повышенные требования к ребенку со стороны родителей, заведомо превышающие его потенциальные возможности.
2.Частые порицания, наказания, в том числе и физические, отсутствие нежности и ласки.
3.Контрастный подход к воспитанию ребенка в семье - несогласованность действий родителей
4.Эмоциональная неровность родителей — повышенный тон общения, крики, угрозы.
5.Повышенная тревожность родителей — беспокойство о ребенке по поводу и без повода.
6.Гиперопека.
Проявление детских неврозов разнообразное: эмоциональная неустойчивость, плаксивость, излишняя возбудимость, беспокойный сон с ночными страхами, ночное недержание мочи(энурез), выдергивание волос из головы, обкусывание ногтей и кожи вокруг ногтей, сосание пальцев, тики, заикание и др.
Часто невротическое расстройство у детей проявляется в виде различных недомоганий. Могут появиться головная боль и боли в животе, подняться температура. И как более драматичный ответ на душевное неблагополучие, у детей могут развиваться различные заболевания! К примеру, неврогенный вариант бронхиальной астмы. Причиной астматических приступов является невротический конфликт!
Еще одной особенностью неврозов детского возраста являются поведенческие нарушения. Это побеги из дома, прогуливание уроков в школе, агрессивное поведение, начало алкоголизации и курение.
Перечислю психопатологические состояния обнаруживающиеся в раннем детском возрасте и требующие врачебной помощи.
Гиперкинетический синдром. Характеризуется чрезмерной двигательной расторможенностью, бесполезной активностью. Такие дети не могут следовать принятым правилам поведения. Они ведут себя без учета обстоятельств. Им чрезвычайно трудно адаптироваться к школьным условиям. Эти дети очень неусидчивы, рассеяны. Своим поведением они часто провоцируют и других детей на неадекватные поступки. В ответ на замечания, такие дети, чувствуя свою ущербность, все делают «на зло»..
Приведу пример из практики: красивая как куколка девочка,умница, ученица третьего класса стала грозой класса. Постоянно дралась с одноклассниками, выясняя отношения по малейшему поводу. На уроках вела себя вольно, мешала учительнице. На ее замечания отвечала дерзко, используя инвективную лексику...В итоге, была сначала переведена на домашнее обучение, а затем по просьбе матери, в другую школу.
Выяснилось, что отец алкоголик. И еще когда мама была беременна, в семье постоянно были скандалы. Вечно пьяный будущий папаша бил свою жену. Тоже самое происходило и после рождения девочки.
О себе девочка говорила: «ничего не могу с собой поделать. Если не так посмотрели или сказали не так, сразу бью.. Потом, когда успокоюсь, понимаю, что не права. Но так происходит каждый раз!..».
В данном случае, после врачебного вмешательства и работы с родителями и родственниками девочки, ситуация выправилась. При неблагоприятном исходе, гиперкинетический синдром может трансформироваться в психопатию.
Школьный невроз. Причинами его вызывающими являются: неготовность ребенка к школе, нетактичное поведение педагога или его чрезмерная строгость, неприятие сверстниками, унижение, избиение.
Страдающие этим неврозом дети часто подавлены, ищут причины, чтобы не идти в школу, имитируют разные заболевания(чаще бессознательно). На уроках боятся отвечать, особенно у доски. Нередко, у таких детей пропадает голос, может появится заикание, тики. Довольно часто отмечаются неврогенная рвота - «отторжение неприятной ситуации», учащенные позывы в туалет, недержание мочи или невозможность справить нужду.
Пример из практики:мальчик 12 лет. Учится с трудом. На уроках старается не отвечать. Жалуется, что у него пропадает голос..С одноклассниками почти не общается. До этого учился в другой школе, где его унижали и избивали одноклассники. Во время перемен не может ходить в туалет. Просит проводить его туда учителя мужчину.
Во время беседы с врачом в присутствии матери, мальчик сидит отвернувшись. На многие вопросы не отвечает. Постоянно обращается к матери с различными вопросами. Периодически сосет большой палец руки. Лишь иногда поворачивается к собеседнику.
Со слов матери: отец пил. Трагически погиб, когда сын был совсем маленький. Воспитывается матерью. Дома сущий «тиран».. Закатывает истерики,катается по полу, добиваясь своего. Мать призналась, что ничего от сына не требует, огораживает от трудностей, потакает ему во всем, часто в ущерб себе и скромному семейному бюджету. Такое отношение к сыну мотивирует тем, что сын растет без отца, обойден судьбой..
В данном случае имеет место материнская гиперопека и проблемы неполной семьи!
Разумеется встает вопрос лечения детских невротических расстройств. Конечно же обязательна медикаментозная коррекция состояния ребенка. Но это только часть лечебного комплекса. Главным все же является «лечение» родителей. Здесь я советую обратиться к книгам С. Н. Лазарева — серия «Воспитание родителей». Впрочем и предыдущие его труды не менее интересны и полезны!
Ребенок всегда является как бы «лакмусовой бумажкой» семейного неблагополучия! Поэтому, должны начать меняться все, кто окружает ребенка! Это нелегкая работа над собой, но совершенно необходимая - если вы конечно хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым. Нужно запастись и терпением. Процесс исцеления вашего чада требует времени и немалых совместных усилий!
Д-р Гимаев Р.И.