1978 год стал для меня годом знакомства с творчеством The Dire Straits.
Дело в том, что наш общий товарищ Равиль Зеляев, (на фотографии он справа, вместе с Юрием Шевчуком "ДДТ")
приезжая на зимние каникулы из Йенского университета ГДР, всегда радовал нас новыми альбомами наших кумиров. Привезенный виниловый диск (что хотите: на дворе всего лишь 1978 год) The Dire Straits : The Communique заворожил нас необычным гитарным звучанием. Прогуливая непрофильные лекции, мы часами слушали гитарные пассажи Марка Нопфлера в гостеприимном музыкальном кабинете второго этажа института. Наши местные рокеры, привыкшие к звучанию гитар Р. Блэкмора и Д. Пейджа, были в недоумении от столь приятного для уха звучания, но неподдающегося копированию. Несколько лет спустя, в 1982 году, студия «Мелодия» выпустила альбом Dire Straits «Love over gold», который в некоторой мере отличался от ранее услышанного. При первом прослушивании альбома у меня возникла стойкая ассоциация со звучанием Pink Floyd: пространственность звучания, какая-то медитативность, но сохранившееся и легко узнаваемое волшебное звучание гитары Марка Нопфлера.
Через более, чем тридцать лет секрет звучания гитары Марка Нопфлера раскрыл, по крайней мере, для меня, замечательный австралийский гитарист Томи Эммануэль. Он также, как и The Straits, выступал на сцене «Пирамиды» только годом раньше, срывая продолжительные аплодисменты. На том концерте он и поведал зрителям об этом стиле. Как оказалось, Томи Эммануэль и Марк Нопфлер достойные преемники Чета Аткинса - основателя пальцевой игры на гитаре («finger-style»). Но давайте вернемся к концерту, ради которого я позволил себе удариться в воспоминания.
Отсутствие одного слова в названии группы The Straits никаким образом не отразилась на звучании. Оно осталось таким же замечательным, как и в 70-80 годы. Музыканты начали концерт с серии минорных композиций: Private Investigations, Telegraph Road, So Far Away. С каждой последующей песней, единение музыкантов и аудитории становилось все более тесным. Этому способствовало узнавание песен зрительской аудиторией с первых аккордов. Наличие танцпола создавало непринужденную атмосферу концерта. Моя дочь Лилия почти сразу «упорхнула» туда, где и сделала эти снимки.
The Straits: (слева направо)Alan Clark, Mick Feat, Jamie Squire, Terence Reis начинают «зажигать»
Chris White, Terence Reis, Adam Phillips
Brothers In Arms
Alan Clark – основатель проекта The Straits
Chris White – единомышленник Алана Кларка по проекту
Исполняя Romeo and Juliet
Музыкальный диалог саксофона и гитары
Хит Dire Straits - Sultans Of Swings задал мощный драйв дальнейшей программе. Музыкальный диалог гитары Теренса Рейса (Terence Reis) и тенор-саксофона Криса Уайта (Chris White) никого не оставил равнодушным. На бис была исполнена песня, написанная М.Нопфлером в соавторстве со Стингом, Money For Nothing и Portobello Belle. Последняя получила, на мой взгляд, второе рождение благодаря вокалу самого молодого музыканта группы (клавишные, гитара, перкуссии и вокал) Джеми Сквая (Jamie Squire). Обладая высоким голосом похожим на голос Стиви Уандера, Джеми привнес в эту песню мажорное, жизнеутверждающее звучание. Зрители долго не хотели отпускать музыкантов. Для музыкантов же, было большим открытием огромная популярность их группы в Казани. И они обещали вернуться!
Завершающие аккорды концерта!
Наиль Гимаев
фото - Л.Гимаева