Любовная аддикция. Встречается часто. На обыденном уровне определяется как «роковая» или «трагическая» любовь, так как в связи с несчастными случаями \ суициды, агрессивное поведение\ оказывается в поле зрения медиков, полиции, соседей. Сами «несчастные влюбленные» квалифицируют свою любовь как «зависимость» - «приворожила»; «ничего не могу с собой поделать». Влюбленные, как говорил Диоген, «мыкают горе себе на радость». Проявления зависимости в сфере интимной жизни различны, но есть одна общая особенность - «любовь» превращается в способ решения всех, зачастую противоречивых и почти неосознаваемых внутренних психологических проблем и уходяшими корнями в детство! Любовная аддикция известна под названием «платоническая» любовь. Объектом любви выбирается чаще всего человек из другого социального круга \ «Гранатовый браслет» АИ. Куприн \ и вследствие чего недоступный для интимной жизни. Характерные признаки любовной аддикции:
- Идеализация — переоценка объекта любви сверх всякой меры. Создание кумира, которого даже не любят, а скорее боготворят. И это говорит о признании зависимости от объекта любви.
- Желание невозможного — это «болезнь желаний», за которой скрывается страх быть отвергнутым в реальных отношениях близости и одновременно содержится оправдание опасений неудачи.
- Фантазирование - любовные события происходят в расстроенном воображении. В потоке сексуальных фантазий создается еще и мнимый образ собственного Я в самом идеальном виде, который отвергнуть партнеру как бы невозможно. Таким образом создается иллюзия обладания - «на самом деле я такой, что не любить меня невозможно».
- Интернализация фантазий — они смешиваются с реальностью и прорываются вовне в виде настойчивых действий вовлечь «партнера» в сферу своего влияния и принудить проводить с аддиктом как можно больше времени.
- Жертвенное отношение — когда с точки зрения аддикта, к нему в реальной жизни нет должного внимания. Это также укрепляет иллюзию обладания, создавая «обязательства» другой стороны. Жертвенное отношение - показатель скрытого суицидального риска!
- Аутизация — нежелание отказаться от фантазий из-за неосознаваемого страха быть покинутым объектом любви. Фантазии могут превратиться в творческие акты в виде литературных произведений воспевающих любовь!
- Эротическая депрессия — проявляется в ситуациях лишения, когда объект любви аддикта уходит из сферы влияния или привязанность разрушается по каким - либо причинам и в частности после интимной близости. Депрессия может сочетаться с озлобленностью, агрессией и чувством мести.
- Деромантизация — окончание воображаемой любви. Объект пылкой привязанности теперь выглядит как человек наделенный самыми неприглядными качествами - «негатив фотографии». Не зря говорят - « от любви до ненависти один шаг». Вслед за этим рушится и возвышенный образ собственного Я, созданная положительная самооценка. Это может сопровождаться самообвинениями и чувством стыда. Попытки вернуть объект аддикции могут возобновиться либо может наступить смена данной аддикции на какую -то другую.
Сексуальная аддикция избегания — полярна любовной аддикции. Аддиктам избегания свойственен страх интимности, причем этот страх осознанный А также страх покинутости, который заставляет аддикта избегания возобновлять отношения зависимости. Аддиктам подобного рода свойственна склонность к мечтательности заменяющая им глубокие, близкие отношения. Они стремятся дистанцироваться от объекта любви чтобы сохранять чувство свободы и неподконтрольности от значимого для них человека. Избегая интимности они тем не менее, прилагают значительные усилия, чтобы привлечь к себе внимание, стремятся казаться привлекательными и пикантными. Им необходимо подтверждение своей значимости, ощущение того, что они могут быть нужны кому- то. И чтобы не остаться наедине с собой и не страдать от одиночества. В любовной игре они опасаются самораскрытия. В связи с поверхностностью отношений с объектом зависимости аддикты избегания могут легко уйти в другие аддиктивные реализации. Любовные аддикты и аддикты избегания обычно составляют диады в которых они играют разные роли. И главное в таких отношениях — это отношения созависимости.
Донжуанизм — сверхценное отношение к сексу и ложное представление от том, что только в нем и возможна полная самореализация. Одержимость сексом вытесняет из жизни множество важных вещей, которые кажутся малозначимыми. В отличие от аддиктов — мечтателей, здесь преобладает чувственный аспект сексуальности. Ведется счет сексуальных побед. Но по настоящему глубокой привязанности и любви нет. Такое «опьянение любовью» напоминает зависимость от алкоголя и наркотиков.
Сексуальная аддикция у личностей с параноей своей сексуальной неполноценности проявляется в таких особенностях поведения, как ненависть к лицам противоположного пола, жестокое обращение с ними, стремление мстить им всем подряд, садистические наклонности. Из их числа и появляются сексуальные маньяки. Аномальных личностей подобного толка привлекает ужас их жертв, власть над ними и над их жизнью. Поведение таких личностей компульсивное, неуправляемое.
Д-р Гимаев