«Слов много, а дел мало»
Русская пословица
Дар слова принадлежит к высшим дарам. «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит,- писал русский святой Иоанн Кронштадский, - и однако ж мы грешные обходимся с словом так легкомысленно, небрежно».
Характерны, емки и глубоки по смыслу русские народные пословицы и высказывания на предмет слова:
«Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
«Слова хороши, если они коротки».
«Слово — серебро, молчание — золото».
«Рана, нанесенная копьем, заживает, а словом — нет», - говорили древние, считавшие, кстати, слово важнейшим лечебным средством(«Нож, растение и слово — три оружия врача»).
Слово способно материализоваться(книги, газеты, СД диски и пр.), облекаться в буквы и звуки.«Мысль наша, как скоро облечется в выражающий ее звук, переносится в слове, как бы в челноке, и, переплыв через воздух, переходит от говорящего к слушающему»,- писал св. Василий Великий(4 век до Р.Х.)
Привычка говорить много, не взвешивая каждое слово, легковесно, не от сердца и души, а поверхностно, словно порхая, пустозвонная и никого ни к чему не обязывающая, очень распространена. Особенно часто злоупотребляют словом политики, используя его силу для своих целей, мастерски манипулируя и жонглируя смысловыми понятиями. Но выхолощенное, лживое слово не проникает глубоко в душу, не трогает ее.
На сегодняшний день в России, очень часто, от слов до дел лежит «дистанция огромного размера». Произошла гигантская инфляция этого бесценного Божьего дара!
«Надобно избегать бесполезных бесед», - советовал св. Ефрем Сирин(4 век Р.Х.)
«Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, и ничто столько сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное», - писал преподобный Филофей Синайский.
«Многоречивый опротивеет», - говорится в Библии(Сир. 20, 8).
Следует отметить, что, как правило, болтуны и пустословы не способны к качественному выполнению конкретной работы. Да и не мудрено, ибо избыточное словословие отнимает огромное количество жизненной энергии. «Как дверь в бане, часто растворяемая, скоро выпускает теплоту вовне, так и все хорошее, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее», - писал блаженный Диадох(5 век Р.Х.).
В старое время, наряду с ограничениями в пище, нередко практиковались и словесные посты.. История сохранила имена великих молчалников, добровольно отказавшихся от словесных контактов с окружающими. Но это уже из области аскетики...
Чрезвычайно распространенная особенность людей сегодняшнего времени — не быть, а казаться. Очень многие стремятся учить других тому, чего не выполняют сами. Святые отцы предостерегали от поспешного желания учить других.
Вот как пишет по этому поводу иеромонах Петр (Серегин), духовник Пюхтицкого монастыря: «Незрелое желание учить других вредно во многих отношениях. Во-первых, потому, что внутренние силы вместо сосредоточения внутри распыляются. Во-вторых, надмевают учащего, давая ему повод к самомнению о своем воображаемом превосходстве. В-третьих, приводят к желанию делать все напоказ, будто бы для примера другим, превращая и остальные добрые дела в фарисейство; скрадывая самого себя самопроизвольным(субъективным) учительством, происходящим от своего «я». В-четвертых, привычное самомнение бывает почвой для неудовольствия и даже гнева, когда люди не поступают по желанию учащего».
«Хочу более учиться, нежели учить», - любили повторять древние подвижники святости.
Борьба за лаконичность, ясность и чистоту слова у нас еще не начата. Люди устали и буквально истощены от словесной гиперинформации, всевозможных политических тем и развлекательных, пустых и ненужных по своей сути программ.
Опустошающая наши души беспринципная болтовня превратилась в России в государственную эпидемию невиданного масштаба. Отсюда длинные, затянутые совещания, нечитаемые статьи и постановления, пространные разглагольствования беспринципных демагогов.
Каждому из нас необходим строгий самоконтроль и внутренняя работа по очищению слова от всяких вредных примесей.
Авдеев Д.А.
Невярович В.К.
«Наука о душевном здоровье»