В более поздние времена это заболевание изучали и лечили Жан Шарко (1825—1893) и Пьер Жане (1859- 1947) и также Зигмунд Фрейд (1856—1959). С конца 19 века ученые атеисты пытались доказать, что не существует ни одержимости, ни беснования, а всё это лишь проявления истерии. Подобного взгляда, к сожалению, придерживался и великий русский ученый, психиатр, невролог и психолог Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927). Свои научные изыскания он вел строго с материалистических позиций.
К сожалению, и в наши дни официальная медицина не отличает душевных недугов от духовных и многих бесноватых людей пытается лечить инсулином, химическими препаратами или гипнозом. Однако как можно объяснить одной истерией то, что человек не переносит ничего церковного: икон, каждения, колокольного звона, церковных песнопений?
Какая ненависть заставляла в годы октябрьского переворота разрушать и осквернять великолепные храмы, построенные нередко на народные деньги, отдавать их под конюшни или отхожие места? Почему у некоторых людей в храмах начинает ломать всё тело и они неожиданно для себя начинают извергать вопли, ругательства и богохульные слова? Откуда берется нечеловеческая сила направленная против церковных святынь, когда несколько взрослых мужчин не могут совладать с младенцем или хрупкой женщиной?
Или как объяснить крайне негативную реакцию некоторых страждующих (причем не знавших, что именно они пьют) на приём внутрь Богоявленской воды? А о таких случаях приходилось слышать неоднократно. Об одержимости дьяволом и бесноватости вновь заговорили в последние годы во всем мире.
Но вернемся к истерии, занимающей особое место среди неврозов! Это психопатологическое состояние можно охарактеризовать как выставление себя на показ. У истерических личностей речь очень образна, с частыми преувеличениями; мимика выразительна, порой театральна; в поведении сквозит позерство, самолюбование. Истерики жаждут особого внимания к собственной персоне и тяжело переживают его отсутствие (эгоцентризм).
Для них характерны желание казаться чем-то большим, чем они есть на самом деле; эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся бурными и подчас неожиданными сменами настроения; стремление жить по — особому, не как все; чрезвычайно выраженный эгоизм в сочетании с удивительной детской наивностью, инфантилизмом; лживость, актерство, плаксивость, повышенная внушаемость.
В периоды жизненных осложнений, в моменты принятия отвественных решений у них возникает своеобразные реакции, выражающиеся в судорожных припадках, параличах, болевых ощущениях и др. Они жалуются на ощущение «комка» в горле, нарушение сна, всевозможные спазмы. Самые разнообразные, порой причудливые боли, чем вводят в заблуждение даже опытных врачей. Лишь через какое - то время у врачей возникает подозрение о психических нарушениях у этих пациентов и они направляют их к психиатру. Жан Шарко называл истерию «великой симулянткой» из-за исключительной способности этих больных к воспроизведению почти любого заболевания!
Огромное количество пациентов наших поликлиник, составляют именно больные истерией. Они чаще всего, состоят на учете с такими «дежурными» диагнозами, как вегето-сосудистая дистония, остеохондроз, энцефалопатия и др. Всех проявлений этого невроза не перечислить. Они существенно меняются под влиянием духа времени. Например. в старое время, барышни падали в обморок при малейшем волнении. Часто у больных истерией наблюдалась так называемая «истерическая дуга». В настоящее время истерические реакции редко проявляются в брутальных, явных формах. чаще они проявляются в более утонченном, дифференцированном виде.
При данном заболевании происходит «желательное бегство в болезнь», то есть своего рода симулянтство (часто на подсознательном уровне). Болезнь является защитой от тех или иных жизненных трудностей или способом ухода от конфликтных ситуаций. У истериков происходит болезненное расщепление душевных сил, нарушается их гармония. Страдают также умственная, эмоциональная и волевая сферы человека. Мышление отклоняется в сторону мнимого заболевания; чувства либо резко угнетаются (до полной анестезии), либо, напротив усиливаются и человек никак не может «взять себя в руки».
Что же лежит в основе истерического невроза? Безусловно. серьёзное нездоровье души! По словам отца Александра Ельчанинова, «истерия есть разложение личности, и она освобождает огромные, пагубные своей разрушительной силой количества энергии, как в распадающемся атоме». В этом заболевании можно усмотреть проявления таких греховных страстей, как гордыня и тщеславие, в сочетании с чувственной эмоциональностью и болезненно усиленным воображением...
Истерия и беснование не одно и то же, однако истерия как нельзя лучше готовит почву для беснования. ибо диавол - «отец лжи», а все истеричные лживы; диавол, по словам святых отцов, «живописец» и «обезьяна», а для истерии характерны подражательность, актерство и болезненное художественное воображение. Падение диавола произошло из-за тщеславия и гордыни - и здесь сходство налицо!..
Издавна подмечена также взаимосвязь истерии с эротическими чувствами. С духовной точки зрения можно говорить еще об одной страсти - блудной. Истерики часто обладают тончайшей интуицией, они чрезвычайно изворотливы и хитры, настойчивы в достижении своих целей. Из их среды в основном выходят медиумы. гадалки, предсказатели, а также основатели сект.
Авдеев Д.А. Невярович В.К.