На этом сайте я уже писал о творчестве художника Самойлова Павла Ефимовича, запоминающегося пейзажиста и мариниста. Сегодня же представляем репродукции карандашных рисунков художника. Видимо, наличие таланта - это стремление не останавливаться, а пробовать различные жанры и средства для выражения его. Рисунки Павла Самойлова яркое свидетельство тому. Просвещённый читатель сайта может возразить, что с рисунка начинают все будущие художники и эскиз карандашом – это прообраз будущей картины. С этим трудно не согласиться, но в данном случае рисунки не выполняют прикладную задачу художника, а являются законченными по своему замыслу. Причём интересна техника выполнения рисунка. Со слов автора, образ возникает как бы в подсознании и рука ведёт карандаш по бумаге. Длительность «рождения» образа всего лишь несколько десятков секунд. У работ нет доводок оттенков, как правило, дающих объём и фактурность рисунку. Художник и не преследует эту цель: главное перенести на бумагу только что родившийся образ. Нетрудно заметить, что при схожести черт лица, все женские образы разные как по этническому типу, так и по ассоциативному ряду: русская девушка и восточная красавица, пришелица с другой планеты и блоковская незнакомка. История этого жанра живописи в России идёт в частности от великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, который на полях страниц с поэтическими шедеврами изображал героев своих произведений. Как признался Павел Самойлов, создать цикл рисунков «Женские образы» побудили увиденные некогда рисунки Пушкина в мемориальном музее на Фонтанке. Я думаю, что каждый да имеющий глаза увидит в этих образах что-то своё. И несомненно это будут приятные ассоциации.
Н.И. Гимаев