Чаще всего мы и не замечаем начала духовного заболевания. Совесть нас обличает, а мы стараемся заглушить её; нас все чаще посещают неудовлетворенность, безысходность, тоска. Мы начинаем ощущать в себе «нечто», какие – то боли, внутренний дискомфорт. Часто нарушается сон, появляются страхи. В общении с людьми – раздражительность, вспыльчивость, готовность «постоять за себя». В семье – непонимание между супругами, детьми, родителями. Но причины мы ищем вне себя. Нам и в голову не приходит взглянуть на свою жизнь с точки зрения своей вины – перед собой, перед ближними, перед Богом! Грехи совершенные нами, но не исповеданные, позволяют бесам проникать в нас и «обживать» нас. У верующих, крещенных спасительные мысли об обращении к Богу непременно начнут посещать, тревожить, раздувая огонек надежды! А если нет веры, а только желание побыстрее избавиться от неприятного? Причем неважно, каким путем. Мы привыкли не знать законов, не ведать границ дозволенного. Стремясь к исцелению, мы только еще больше заболеваем. Новые и новые «жильцы» вселяются в нас, мучают нас и играют нами. Ведя к погибели. Часто у одержимых людей свой взгляд на исцеление.
- Немедленно освобождайте нас! – требуют они.- Мы заплатим!
Они считают, что духовное исцеление можно купить за деньги, как любой другой товар. А у Бога свои законы!
Исходя из своих наблюдений, замечаний О. Пантелеймона и опыта других священников, сталкивающихся со сходными проблемами, постараюсь описать некоторые, наиболее распространенные симптомы, которые в совокупности и составляют синдром одержимости:
- чувство необъяснимой тоски на сердце, беспричинное уныние, апатия.
- щемящие, колющие боли в области сердца при отсутствии установленной кардиопатологии\ так называемые НЦД по кардиальному типу \
- чувство постоянной беспричинной внутренней злобы или раздражения.
- длительный субфебрилитет, длящийся годами, при котором не найдено причины заболевания и четко не определен очаг хронической инфекции.
- заболевания организма, при которых имеется четкая патологическая симптоматика \ следствия \ , но не найдена причина болезни.
- нежелание молиться, поститься, читать слово Божие, отвращение ко всему духовному.
- непереносимость запаха церковного ладана, появление удушья при каждении, желание «убежать» из церкви.
- появление в православной церкви чувства страха, обморочное состояние во время службы.
- появление во время Божественной литургии в храме резей в животе, метеоризма, вздутия живота при отсутствии патологии со стороны желудочно – кишечного тракта, сердцебиения, возникновение непроизвольной зевоты во время пения «Символа веры» или «Отче наш», неконтролируемые телодвижения \ руки и ноги как будто не принадлежат себе \ во время чтения Св. Евангелия, благословения священника, выноса креста, Евхаристического канона, ощущение во время церковной службы присутствия в теле чужеродного объекта, его движений или шевелений.
- чувство жара, тошноты. Рвоты, появление обморока при соприкосновении со святыми мощами, иконами, кроплении святой водой и елеопомазания.
Следует подчеркнуть, что в зависимости от совершенных грехов симптомы духовного заболевания могут быть индивидуальные. Подобно тому, как есть комплекс общих симптомов, определяющих переход человека в состояние «нездоровья» \ болезни \, приведенный симптомокомплекс может свидетельствовать о начале одержимости. Описываемый синдром предполагает наличие у одержимого всех или значительной части описываемых симптомов. Часть из них не являются специфическими сами по себе, но в сочетании увеличивают вероятность одержимости. Безусловно, заподозрить одержимость может духовно опытный священник, постоянно сталкивающийся с больными людьми, или старец, а также опытный православный врач.
Из книги « В помощь болящему»
Священник Сергий Филимонов.